Новости органов власти

Версия для печати

Наиболее распространенные нарушения природоохранного законодательства на территории Саратовской области

7 Августа 2015
1995

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Кроме того, граждане имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
Наряду с этим, граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам.

На основании ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается ответственность:

- имущественная;

- дисциплинарная;

- административная;

- уголовная.      

При выявлении нарушений в результате проверки инспекторы обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Наиболее распространенный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства – административная.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов осуществляющих государственный экологический надзор (ст. 23.29 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор.

Уголовная ответственность за совершение экологических преступлений предусмотрена ст.ст. 246-262 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектами хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе – упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно либо по решению суда.

В соответствии с ч.2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Проведя анализ административных правонарушений, выявленных Министерством природных ресурсов и экологии области, наиболее распространёнными нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды на территории Саратовской области являются нарушения, предусмотренные статьям ч. 1, 2, 3 ст. 8.21, 8.2 и 8.5 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации, а именно:

·         выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие разработанного проекта ПДВ и Разрешения на выброс. За данное нарушение предусматривается административная ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (штраф на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., на юридическое лицо - от 180 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.);

·         превышение нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) либо временно согласованных выбросов (ВСВ), установленных проектом ПДВ, влечет за собой наложение штрафа по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ (штраф на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., на юридическое лицо - от 80 000 до 100 000 руб.);

·         нарушение правил эксплуатации газоочистного и пылеулавливающего оборудования – ч.3 ст.8.21 КоАП РФ (на должностных лиц – 1 000 – 2 000 руб., на юридическое лицо – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.).

Основными нарушениями в области обращения с отходами производства и потребления являются:

·                    непредставление либо несвоевременное представление технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами - для субъектов, не относящихся к малому и среднему предпринимательству;

·                    отсутствие отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов – для субъектов малого и среднего предпринимательства, либо несвоевременная ее сдача;

·                    отсутствие паспортов отходов 1-4 класса опасности и свидетельств о классе опасности отходов;

·                    отсутствие журналов первичного учета образовавшихся отходов, договоров на утилизацию отходов производства и потребления;

·                    несанкционированное размещение отходов, несоблюдение природоохранных требований при размещении отходов.

За данные нарушения по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также, к наиболее распространенному нарушению, выявляемому на территории области относится сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. За данное нарушение предусматривается административная ответственность по ст. 8.5 КоАП и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 рублей.

Министерство природных ресурсов и экологии области

Ноябрь 2018

29

29 Ноябрь 2018

30

30 Ноябрь 2018

31

31 Ноябрь 2018

1

1 Ноябрь 2018

2

2 Ноябрь 2018

3

3 Ноябрь 2018

4

4 Ноябрь 2018

5

5 Ноябрь 2018

6

6 Ноябрь 2018

7

7 Ноябрь 2018

8

8 Ноябрь 2018

9

9 Ноябрь 2018

10 11
12

12 Ноябрь 2018

13

13 Ноябрь 2018

14

14 Ноябрь 2018

15

15 Ноябрь 2018

16

16 Ноябрь 2018

17

17 Ноябрь 2018

18

18 Ноябрь 2018

19

19 Ноябрь 2018

20

20 Ноябрь 2018

21

21 Ноябрь 2018

22

22 Ноябрь 2018

23

23 Ноябрь 2018

24

24 Ноябрь 2018

25

25 Ноябрь 2018

26

26 Ноябрь 2018

27

27 Ноябрь 2018

28

28 Ноябрь 2018

29

29 Ноябрь 2018

30

30 Ноябрь 2018

1

1 Ноябрь 2018

2

2 Ноябрь 2018