Резолюция собрания актива Саратовской области

Заслушав и обсудив доклад «Об итогах социально-экономического развития Саратовской области за 2015 год и основных задачах на 2016 год», собрание актива отмечает, что совместная работа региональных и федеральных органов власти, органов местного самоуправления, коллективов организаций, общественных объединений позволила в прошедшем году на фоне усиления негативного влияния внешних факторов и ограничений экономического роста, а также общего ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры обеспечить относительно высокие темпы экономического развития и необходимые социальные гарантии, сохранить общественное согласие, продолжить совершенствование механизмов государственно-частного партнерства и развитие институтов гражданского сообщества.

Валовый региональный продукт оценивается в объеме 606,8 млрд. рублей без снижения темпов экономического роста к уровню 2014 года. По большинству макроэкономических показателей область опережает среднероссийские значения.

Индекс промышленного производства составил 102,9 процента.

Несмотря на неблагоприятные погодные и эпизоотические условия объем продукции сельского хозяйства превысил 119,1 млрд. руб.

Введено 1139,9 тыс. кв. м жилья.

На обеспечение социальной сферы направлено 55,2 млрд. руб. или
72 процента расходов областного бюджета. По всем категориям работников бюджетной сферы полностью обеспечено исполнение целевых ориентиров в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике». Уровень безработицы составил 1,1 процента от экономически активного населения, что соответствует экономически целесообразному уровню полной занятости в экономике.

На развитие экономики области в 2015 году значительное влияние оказала экономическая ситуация последних 2 лет, которая складывалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего, снижения цен на нефть, продолжения действия экономических санкций со стороны ЕС и США, сохранения масштабного оттока капитала, связанного с погашением внешнего долга, сохранения тенденции снижения инвестиционной активности. Основные риски связаны с влиянием внешних вызовов и угроз, характерных для всей российской экономики, и сохранятся и на 2016 год.

Влияние внешних негативных факторов усиливается исторически сложившимися структурными дисбалансами в развитии области:

существенная доля секторов и услуг, имеющих традиционно незначительный налоговый потенциал (сельское хозяйство, государственный сектор и услуги) при незначительной доле добывающих производств, традиционно представляющих основной доходный источник бюджетов;

недостаточное число предприятий, выпускающих конечную продукцию, что минимизирует добавленную стоимость, формирующуюся на территории области;

высокая степень износа основных фондов и отставание в развитии инженерной инфраструктуры;

низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств;

возрастная структура населения области, увеличивающая социальную нагрузку на бюджет и, соответственно, существенно сужающая возможности стимулирования перспективных секторов экономики.

Собрание актива области считает приоритетными задачами в 2016 году:

сохранение устойчивого роста объемов промышленного производства на основе опережающего развития высокотехнологичных, наукоемких отраслей и приоритетного внедрения в производство конкурентоспособных разработок и технологий, инновационной и инвестиционной деятельности;

продвижение экспортно-инвестиционного потенциала области;

обеспечение стабильного развития агропромышленного комплекса за счет реализации крупных инвестиционных проектов, достижения сбалансированности и достаточного уровня кооперации в развитии сырьевой базы и перерабатывающей промышленности;

неуклонное повышение уровня жизни населения области и ликвидацию бедности за счет создания новых рабочих мест и роста заработной платы;

сохранение опережающих темпов роста в базовых видах экономической деятельности по сравнению со среднероссийским уровнем;

развитие предпринимательской инициативы как основы формирования в области среднего класса;

развитие эффективного и взаимовыгодного диалога власти и бизнеса, стимулирование корпоративной социальной ответственности;

создание условий для повышения доступности жилья;

охрану окружающей среды, предотвращение деградации природных комплексов и снижение влияния неблагоприятного экологического фактора на здоровье населения области;

укрепление института семьи, защиту материнства и детства, воспитание патриотизма у подрастающего поколения, формирование у жителей области норм и практики здорового образа жизни;

реализацию системы мер по предупреждению коррупционных действий, снижению их влияния на бизнес, деятельность государственных и муниципальных органов власти, граждан области.

Для реализации поставленных задач необходимо:

обеспечить в 2016 году выполнение следующих основных параметров социально-экономического развития области:

валовой региональный продукт – 653,4 млрд. рублей (101,1% к 2015 году);

объем отгруженных товаров собственного производства – 451,4 млрд. руб. (105,0 процента к 2015 году);

продукция сельского хозяйства – 130,0 млрд. руб. (107,4 процента
к 2015 году);

инвестиции в основной капитал – 143,0 млрд. рублей (96,4 процента
к 2015 году);

объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» - 65,0 млрд. руб. (95,9 процента к 2015 году);

увеличение минимального размера оплаты труда в реальном секторе экономики области до уровня 7900 руб.

уровень зарегистрированной безработицы – 1,1 процента.

в сфере программно-целевого планирования и реализации бюджетной политики:

во взаимодействии с органами исполнительной власти области, представителями общественных и научных организаций области разработать проект Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года;

актуализировать План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Саратовской области на 2015-2017 годы и План по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 2015-2016 годы с учетом результатов их реализации в 2015 году, новых инструментов государственной поддержки и механизмов взаимодействия бизнеса и власти, обеспечивая решение задачи по структурной перестройке экономики;

обеспечить максимально эффективную реализацию мероприятий государственных программ Саратовской области, а также принять исчерпывающие меры по привлечению в область средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий Государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;

обеспечить реализацию Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Саратовской области и снижению долговой нагрузки на областной бюджет на период до 2018 года и отраслевых (ведомственных) планов по оптимизации расходных обязательств, совершенствованию процессов управления и реорганизации подведомственной сети областных учреждений;

продолжить работу по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях замещения ранее предоставленных бюджетных кредитов со сроком погашения в 2016 году;

обеспечить проведение постоянного мониторинга предприятий области, определяющих развитие соответствующего вида экономической деятельности и оказывающих, в том числе, существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность;

обеспечить последовательные действия, направленные на формирование расходов бюджетов, сбалансированных по отраслям и сферам деятельности, повышение эффективности и результативности общественных финансов;

разработать «дорожную карту» по внедрению в практику деятельности Правительства области всего комплекса элементов системы «открытого управления».

в сфере промышленной и инновационной политики:

обеспечить индекс промышленного производства на уровне 103,0 процента;

создавать условия для развития конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

обеспечить взаимодействие с федеральным государственным автономным учреждением «Российский фонд технологического развития», Федеральной корпорацией по поддержке малого и среднего бизнеса по вопросам разработки и внедрения научно-технических разработок, новой высокотехнологичной конкурентоспособной промышленной продукции;

разработать региональный план мероприятий (дорожную карту) по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности в соответствии с рекомендациями Минпромторга России на 2016 год;

содействовать максимальному использованию инструментов государственной поддержки промышленности, реализуемых на федеральном уровне, в том числе конкурентного преимущества и уникальности предприятий в процессе импортозамещения;

продолжить работу с Министерством обороны Российской Федерации по формированию государственного оборонного заказа на 2016 год с ростом не менее 15 процентов по отношению к 2015 году;

содействовать своевременному погашению задолженности перед организациями-участниками государственного оборонного заказа;

обеспечить взаимодействие с ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России» в целях продвижения инновационных и научно-технических проектов организаций области.

в сфере внешнеэкономической деятельности:

обеспечить расширение торгово-экономических отношений и перспективных форм сотрудничества с зарубежными компаниями;

обеспечить реализацию плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования», направленных на упрощения процедур осуществления внешнеэкономической деятельности.

в сфере развития предпринимательства и создания благоприятной деловой среды:

разработать законопроекты, предусматривающие применение пониженной налоговой ставки в части, зачисляемой в бюджет области, по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для резидентов и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков;

продолжить финансирование мер по поддержке предпринимательства, показавших высокую эффективность в предыдущие годы, включая гранты на создание собственного бизнеса, возмещение части лизинговых платежей, субсидий на финансовое обеспечение, создание центров молодежного инновационного творчества, создание детских студий, субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов;

обеспечить доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса с использованием механизмов акционерного общества «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области» и некоммерческой микрофинансовой организации «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области»;

обеспечить внедрение на территории области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;

принять меры по развитию механизмов государственно-частного партнерства на территории области;

обеспечить в течение года проведение массовых мероприятий, направленных на улучшение имиджа предпринимательства среди населения области, освещать в средствах массовой информации наиболее успешные и социально ориентированные проекты малого и среднего бизнеса;

поддержать инициативу предпринимательского сообщества по проведению профориентационной работы среди учащихся школ и средних профессиональных образовательных организаций, направленной на привлечение молодых профессиональных кадров в бизнес.

в сфере агропромышленного комплекса:

обеспечить производство не менее 4,0 млн. тонн зерна, 731,8 млн. тонн молока, 188,0 тыс. тонн мяса скота и птицы, 1020 млн. шт. яиц;

активизировать внедрение научных достижений в сфере животноводства и растениеводства в практику освоения новых энергосберегающих технологий ведения отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

принять необходимые организационные меры по подготовке и качественному проведению сезонных полевых работ в 2016 году в оптимальные сроки;

усилить работу по созданию инфраструктуры рынка продукции, развитию инфраструктуры логистического обеспечения, включая меры по реконструкции существующих овощехранилищ, строительства логистических и оптово-распределительных центров для реализации сельхозпродукции, предусмотрев звено снабженческо-сбытовых кооперативов для малых форм хозяйствования;

принять меры по обеспечению предприятий перерабатывающей промышленности области стабильной сырьевой базой.

в сфере потребительского рынка:

продолжить практику заключения соглашений с сетевыми компаниями розничной торговли об установлении предельной величины торговой надбавки на группу социально-значимых продовольственных товаров;

обеспечить еженедельный мониторинг розничных цен и контроль за недопущением фактов необоснованного роста цен на основные продовольственные товары;

обеспечить мониторинг наличия запасов основных продовольственных товаров и недопущение их дефицита.

в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства:

обеспечить ввод в действие жилых домов общей площадью 1100 тыс. кв. м, в том числе за счет развития комплексной микрорайонной застройки в городах области и малоэтажного строительства на селе;

обеспечить выполнение целевых показателей, предусмотренных государственной программой Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в 2016 году: ветеранов Великой Отечественной Войны – 43; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 700; молодых семей – 116 и др.;

обеспечить выпуск достаточного объема и ассортимента конкурентоспособных строительных материалов для развития строительства, в том числе пуск новой линии по производству «полусухим» способом цемента общества с ограниченной отвтственностью «Холсим (Рус)» (г. Вольск);

обеспечить реализацию 2 этапа (2014-2015) и 3 этапа (2015-2016) Программы переселения граждан из аварийного жилого фонда в 2013-2017 годах и переселить более 9 тысяч человек;

обеспечить реализацию мероприятий программы «Жилье для российской семьи», приобретение жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализацию программы по обеспечению жильем молодых семей;

обеспечить создание эффективной модели функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

в сфере транспортной инфраструктуры:

повысить качество транспортного обслуживания населения, оптимизировать систему управления транспортным комплексом области, включая оптимизацию маршрутной сети, развитие сети городского электрического транспорта, магистрального автомобильного транспорта с использованием автобусов большого класса, а также использование микроавтобусов малого класса на периферийных автобусных маршрутах с малым пассажиропотоком;

обеспечить развитие дорожной сети области, включая реконструкцию опорной сети и сельских дорог;

продолжить реализацию мероприятий по строительству нового авиатранспортного узла г. Саратова.

в социально-трудовой сфере:

обеспечить своевременно и в полном объеме в соответствии с законодательством мерами социальной поддержки жителей области, имеющих льготный статус;

обеспечить сохранение размера заработной платы работникам бюджетной сферы не ниже уровня 2015 года;

провести мероприятия по обеспечению безопасности в подведомственных учреждениях, включая поддержание в актуальном состоянии систем противопожарной безопасности, а также по антитеррористической защищенности государственных учреждений социальной защиты населения;

обеспечить подготовку летней оздоровительной кампании детей с сохранением показателей по охвату детей школьного возраста всеми формами отдыха, оздоровления и занятости;

обеспечить участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы с целью привлечения дополнительных средств федерального бюджета на проведение в 2016 году мероприятий, направленных на повышение доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;

продолжить работу с федеральным центром, Пенсионным фондом Российской Федерации, государственными и негосударственными фондами и организациями по привлечению дополнительных средств на развитие отрасли и внедрение новых форм и технологий социального обслуживания;

разработать и обеспечить реализацию Плана мероприятий органов исполнительной власти области на 2016-2018 годы по реализации Соглашения между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2016-2018 годы;

активнее привлекать представителей профессиональных союзов и объединений работодателей к участию в работе коллегиальных органов по вопросам социально-трудовой сферы, а также по легализации трудовых отношений;

обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на снижение неформальной занятости и борьбу с незаконной предпринимательской деятельностью;

в целях повышения конкурентоспособности и создания условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью увеличить на 25 процентов объемы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

обеспечить проведение не менее 600 профориентационных мероприятий в целях содействия профессиональному самоопределению учащейся молодежи и популяризации инженерных и рабочих профессий;

обеспечить к концу 2016 года снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих до 0,88 единиц;

с целью роста численности трудовых ресурсов области обеспечить приток не менее 2,5 тыс. соотечественников, проживающих за рубежом.

в сфере образования:

обеспечить участие системы образования области в реализации федеральных государственных программ и мероприятий:

по строительству общеобразовательных организаций в рамках программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы,

по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,

по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов;

продолжить решение проблем сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений путем развития филиальной сети базовых школ, дистанционного обучения обучающихся;

обеспечить реализацию плана мероприятий по доступности дошкольного образования детей от 1,5 до 3 лет за счет развития вариативных форм дошкольного образования, семейного образования, ежегодного комплектования дошкольных образовательных учреждений;

в целях развития профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда, международными стандартами обеспечить вступление области в чемпионатное движение WorldSkills Russia;

обеспечить развитие образовательных программ, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства, и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения области.

в сфере здравоохранения:

продолжить работу по проведению структурных преобразований в здравоохранении, направленных на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению;

продолжить дальнейшую переориентацию оказания медицинской помощи на ресурсосберегающие технологии, в том числе развитие амбулаторной, стационарозамещающей и неотложной помощи;

продолжить развитие государственно-частного партнерства в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению;

обеспечить реализацию мероприятий, направленных на совершенствование службы родовспоможения и детства;

обеспечить введение в эксплуатацию нового корпуса государственного учреждения здравоохранения «Саратовская областная детская клиническая больница» и организацию работы лечебно-диагностических подразделений на полную мощность;

продолжить реализацию мероприятий, направленных на снижение смертности населения от болезней системы кровообращения и от новообразований, борьбу с социально-значимыми заболеваниями;

обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на привлечение кадров в медицинские организации области в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года»;

обеспечить повышение качества и доступности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в региональных медицинских организациях и федеральных центрах за счет увеличения числа лечебных учреждений, оказывающих ВМП; расширения перечня профилей и видов высокотехнологичной медицинской помощи.

в сфере культуры:

обеспечить проведение на высоком художественном уровне мероприятий, посвященных 80-летию образования Саратовской области, 55-летию полета первого человека в космос, Году российского кино;

обеспечить участие учреждений культуры и искусства в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы;

активизировать работу по театрально-концертному обслуживанию населения муниципальных районов области в 2016 году;

в целях создания для населения области равных условий по обеспечению услугами культуры продолжить практику использования внестационарных форм и методов обслуживания в населенных пунктах, не имеющих учреждений культуры.

в сфере развития физической культуры, спорта и туризма:

обеспечить проведение работы по внедрению новых форм работы по вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом и увеличению жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

реализовать на территории области 2-й этап внедрения «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся организаций общего образования;

провести работу по привлечению федеральных средств в туристическую отрасль области за счет участия в государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».

в сфере повышения качества государственного управления и развития институтов гражданского общества:

обеспечить развитие новых отношений между властью и гражданским обществом, основанных на политике развития социальной активности населения области, более эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии области;

реализовать комплекс мер, направленных на государственную поддержку некоммерческих организаций, укрепление единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений на территории области;

обеспечить совершенствование многоуровневой системы профилактики преступлений и правонарушений, включая противодействие террористическим актам, экстремистским акциям, незаконному обороту наркотиков, коррупции и др.;

продолжить работу по расширению перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров предоставления услуг;

обеспечить переход всех заказчиков области на новые правила планирования и нормирования закупок, а также исполнение требований импортозамещения и поддержки отечественных товаропроизводителей при осуществлении закупок для государственных нужд;

принять меры по сокращению численности государственных служащих на 10 процентов.

предложить органам местного самоуправления:

активизировать работу муниципальных межведомственных комиссий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, укреплению финансовой и налоговой дисциплины;

взять на контроль вопрос принятия органами местного самоуправления области мер по сокращению неформального рынка труда, легализации доходов работников;

обеспечить реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства по предоставлению грантов начинающим субъектам малого бизнеса на возмещение затрат по организации собственного дела;

обеспечить своевременное принятие муниципальных правовых актов по внедрению механизма нормирования закупок товаров, работ и услуг;

рассмотреть вопрос о включении в оценку деятельности муниципальных служащих показателей, характеризующих увеличение собственных доходов (рост налоговых и неналоговых доходов), повышение эффективности использования бюджетных средств, улучшение качества жизни населения муниципальных районов области (в т.ч. снижение уровня безработицы, теневой занятости).

Губернатор Саратовской области                                                           В.В.Радаев