Государственная программа Саратовской области «Информационное общество»

Государственная программа разработана с целью реализации основных положений Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», Концепции информатизации Саратовской области до 2022 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 декабря 2017 года № 660-П.

Необходимость формирования и реализации государственной программы обусловлена направленностью процесса информатизации на различные сферы человеческой деятельности. Решение такого рода задач требует длительного времени, распределения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

В настоящее время уровень развития информационных технологий в целом соответствует уровню социально-экономического развития области. Соответствующие показатели достигнуты путем реализации с 2008 года на территории области целевых программ по информатизации, в результате исполнения которых:

подготовлена необходимая нормативная правовая база, регламентирующая порядок предоставления электронных услуг;

организовано внедрение в деятельность органов исполнительной власти области единой системы электронного документооборота (доля электронных документов органов исполнительной власти в общем объеме документооборота составляет 100 процентов);

обеспечено межведомственное электронное взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг, являющееся основой для организации обмена информацией между органами власти области и организациями всех уровней;

организован доступ к информации о деятельности мировых судей области с использованием цифровых каналов передачи данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) (судебные участки мировых судей были оборудованы программными средствами для публикации судебных решений и движении дел в сети Интернет);

в учреждениях общего образования области количество учащихся на один персональный компьютер сократилось с 17 человек в 2010 году до 7,4 человека;

обеспечена работа 35 муниципальных центров дистанционного образования детей-инвалидов;

разработаны и запущены официальные сайты Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, Уполномоченного по правам человека в Саратовской области;

доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения (больницы и поликлиники), подключенных к сети Интернет (без учета фельдшерско-акушерских пунктов) достигло 100 процентов;

 

реализован переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде (в электронный вид переведены 95 процентов приоритетных государственных и муниципальных услуг);

 

Государственная программа «Информационное общество» ориентирована на выполнение мероприятий с 2019 по 2024 годы с целью обеспечения информационной открытости органов государственной власти области, а также развития электронного правительства и повышения эффективности государственного управления.

Для обеспечения комплексности и системности мероприятий, направленных на развитие информационного общества, формирование электронного правительства в Саратовской области, формирования предпосылок для реализации программы цифровой экономики потребуется решение следующих задач:

развитие механизмов предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий;

повышение эффективности деятельности органов исполнительной и законодательной власти области, государственных органов области за счет использования информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующих защиту личности, бизнеса и государства;

автоматизация приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора) в целях внедрения риск-ориентированного подхода.

При разработке государственной программы особое внимание было уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременном достижении социально-экономического эффекта при осуществлении программных мероприятий.

Информатизация Саратовской области является важнейшим фактором формирования эффективной региональной управленческой системы, призванным объединить всех заинтересованных участников процесса регионального социально-экономического развития в целях создания комфортной среды для жизнедеятельности населения области при комплексном повышении уровня его благосостояния.

Ожидаемыми результатами государственной программы являются:

перевод в электронный вид 95 процентов социально значимых государственных услуг, оптимизация электронных форм заявлений услуг;

увеличение числа пользователей Саратовской области, использующих электронный формат взаимодействия с органами власти области;

повышение результативности и эффективности работы судебных участков мировых судей области за счет внедрения ведомственных информационных систем, организации их технического и информационного сопровождения;

приобретение и установка в пунктах проведения экзаменов комплексов по защите каналов связи для обеспечения режима информационной безопасности при передаче данных во время подготовки и проведения государственной итоговой аттестации;

организация дистанционного обучения детей-инвалидов, находящихся на обучении по образовательным программам на дому;

внедрение и сопровождение автоматизированной системы содействия занятости населения;

повышение качества реализации на региональном уровне контрольно-надзорных полномочий, предусмотренных Стандартом информатизации контрольно-надзорной деятельности;

обеспечение устойчивости и повышение безопасности функционирования информационной инфраструктуры и сервисов передачи, обработки и хранения данных, в том числе, за счет обеспечения использования отечественных разработок и технологий при передаче, обработке и хранении данных.

В рамках реализации государственной программы Саратовской области «Информационное общество» реализуются региональные проекты национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

В рамках регионального проекта "Цифровое государственное управление" реализуются следующие мероприятия:

- предоставление приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием;

- применение платформы идентификации, включая биометрическую идентификацию, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица, а также единое пространство доверия электронной подписи на базе единой системы идентификации и аутентификации с целью получения государственных и муниципальных услуг;

- обеспечение доступа граждан посредством сети Интернет к информации, созданной органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также получения государственных и муниципальных услуг в модели "одного окна" на базе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", включая доработку интерфейсов сайтов в соответствии с требованиями стандарта визуально-графического оформления;

- внедрение в области Единого окна цифровой обратной связи, включая обращения, жалобы, в том числе по государственным услугам, функциям, сервисам, с использованием технологии изучения общественного мнения и формирования механизмов обратной связи, либо обеспечения интеграции региональных решений в сфере цифровой обратной связи с единым окном цифровой обратной связи;

- обеспечение развития системы межведомственного электронного взаимодействия на территориях субъектов Российской Федерации;

- внедрение типового автоматизированного рабочего места государственного служащего в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения;

- обеспечение официального опубликования правовых актов органов власти регионального и муниципального уровней в электронной форме через цифровую платформу "Государственная система правовой информации" и размещения правовых актов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru);

- обеспечение использования СМЭВ и платформы информационного межведомственного взаимодействия обмена данными, в том числе нормативной справочной информацией;

- обеспечение использования национальной системы управления данными в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления;

- обеспечение применения Типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности для региональных и муниципальных видов контроля (надзора) либо иной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью, обеспечивающего управление деятельностью сотрудников органов контроля (надзора) с использованием "цифрового инспектора", формирующего задания инспектору в результате анализа рисков, на массивах "больших данных", собранных об объектах проверок, и доступных в человековоспринимаемой форме;

- обеспечение использования Единой государственной платформы сбора данных промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах на основе утвержденных ведомственных моделей данных, для региональных и муниципальных контрольных (надзорных) мероприятий либо обеспечение интеграции региональных решений в сфере сбора данных промышленного интернета вещей с Единой государственной платформой сбора данных промышленного интернета вещей;

- обеспечение использования платформы юридически значимого электронного документооборота, его сервисов в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления области;

- обеспечение использования Централизованной системы хранения электронных документов, обеспечивающей долговременное хранение массивов электронных документов в неизменном состоянии в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления области.

В рамках регионального проекта "Информационная инфраструктура" реализуются следующие мероприятия:

- оказание содействия подключению к сети Интернет (за счет средств федерального бюджета) социально значимых объектов, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, государственных и муниципальных образовательных организаций, пожарных частей (постов), участковых пунктов полиции, территориальных органов Росгвардии, расположенных на территории области;

- оказание содействия подключению к сети Интернет (за счет средств федерального бюджета) органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, расположенных на территории области.

 В рамках регионального проекта "Цифровые технологии" реализуются следующие мероприятия:

- отбор малых предприятий для участия в конкурсных мероприятиях на поддержку проектов по разработке, применению и коммерциализации "сквозных" цифровых технологий;

- обеспечение информационного сопровождения хода реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

 В рамках регионального проекта "Информационная безопасность" реализуются следующие мероприятия:

- использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, подведомственными органам исполнительной власти области и органам местного самоуправления муниципальных образований области;

- создание условий для развития образования в области информационной безопасности в интересах реализации задач цифровой экономики;

- регламентирование обмена сведениями о компьютерных инцидентах и угрозах безопасности информации с Региональным центром мониторинга по компьютерным инцидентам.

 В рамках регионального проекта "Цифровое государственное управление" реализуются следующие мероприятия:

- внедрение типового автоматизированного рабочего места государственного служащего в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения;

- обеспечение официального опубликования правовых актов органов власти регионального и муниципального уровней в электронной форме через цифровую платформу "Государственная система правовой информации" и размещения правовых актов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru);

- обеспечение использования СМЭВ и платформы информационного межведомственного взаимодействия обмена данными, в том числе нормативной справочной информацией;

- обеспечение использования национальной системы управления данными в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления;

- обеспечение применения Типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности для региональных и муниципальных видов контроля (надзора) либо иной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью, обеспечивающего управление деятельностью сотрудников органов контроля (надзора) с использованием "цифрового инспектора", формирующего задания инспектору в результате анализа рисков, на массивах "больших данных", собранных об объектах проверок, и доступных в человековоспринимаемой форме;

- обеспечение использования Единой государственной платформы сбора данных промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах на основе утвержденных ведомственных моделей данных, для региональных и муниципальных контрольных (надзорных) мероприятий либо обеспечение интеграции региональных решений в сфере сбора данных промышленного интернета вещей с Единой государственной платформой сбора данных промышленного интернета вещей;

- обеспечение использования платформы юридически значимого электронного документооборота, его сервисов в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления области;

- обеспечение использования Централизованной системы хранения электронных документов, обеспечивающей долговременное хранение массивов электронных документов в неизменном состоянии в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления области.

В рамках регионального проекта "Умный город" реализуются следующие мероприятия для городов области с населением более 100 тыс. человек:

- проведение организационных и методологических мероприятий с целью создания предпосылок для цифровой трансформации;

- создание интеллектуальной модели управления городским хозяйством;

- создание интеллектуальной системы учета коммунальных ресурсов;

- внедрение цифровых технологий в сфере управления многоквартирными домами;

- создание автоматизированной системы контроля за работой специализированной техники;

- внедрение комплексной системы информирования туристов о сервисах и услугах туристической отрасли в области.

 

Таким образом, итоговым результатом государственной программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Также будут сокращены непродуктивные расходы (например, обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде значительно сэкономит количество часов рабочего времени за счет отказа от необходимости посещения различных органов власти и организаций, существенное сокращение очередей), оптимизируется структура и объем затрат на обеспечение деятельности органов власти, расширяются коммуникативные возможности граждан и организаций.