Анкетирование предприятий области


В соответствии с поручением Губернатора области В.В. Радаева, а также в целях реализации Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закона Саратовской области от 28 апреля 2015 года № 56-ЗСО «О стратегическом планировании в Саратовской области» Правительством Саратовской области начата работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года.

В целях выявления диспропорций в развитии региона, проблем, потребностей и ожиданий бизнеса, а также прогнозирования инвестиционных потоков, проведено анкетирование региональных хозяйствующих субъектов всех видов экономической деятельности. Анкеты представили 73 предприятия Саратовской области, определяющих развитие соответствующего вида экономической деятельности и оказывающих, в том числе, существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Саратовской области.

Анкетирование включало в себя опрос по всем сферам деятельности предприятий, в том числе рынков сбыта производимой продукции, трудовых ресурсов, финансового и реального капиталов и других. На основе обобщенных результатов опроса выявлены основные особенности хозяйственной деятельности предприятий Саратовской области.

В качестве основных конкурентных преимуществ производимой продукции большинство предприятий отметили следующие: низкая стоимость продукции, высокие технико-экономические характеристики продукции (эксплуатационные свойства), высокое качество и надежность, применение инновационных технологий и материалов, наличие сервисного обслуживания, экологичность, длительный срок эксплуатации изделий, широкий ассортимент продукции, широкий модельный ряд. Предприятия пищевой промышленности видят свое преимущество в использовании натурального сырья (без применения ГМО), экологической безопасности, использовании уникальных рецептур, высоких вкусовых свойствах.

Практически все предприятия области имеют устойчивые кооперационные связи с поставщиками комплектующих изделий, дилерами, транспортными компаниями, с потребителями производимой продукции, с предприятиями розничной торговли. У предприятий пищевой промышленности налажена кооперация с местными сельхозпроизводителями.

За период с 2012 года некоторыми предприятиями (15% от числа опрошенных) не реализованы инвестиционные проекты в связи с нестабильной макроэкономической ситуацией, высокой стоимостью заемных средств и др.

Многие хозяйствующие субъекты испытывают трудности с реализацией продукции, основными причинами этого являются: повышение цен на сырье и материалы, ухудшение макроэкономической конъюнктуры, снижение покупательской способности, недостаток оборотных средств и др.

В перспективе значительное количество предприятий будут нуждаться в:

специалистах в области науки и техники: инженер-технолог, инженер-механик, инженер химик, инженер-электроник, инженер специалист по криогенной технике, инженер по оснастке, инженер-конструктор, инженер-программист, инженер-приборостроитель, инженер-теплотехник, инженер-материаловед;

среднем специальном персонале в сельском хозяйстве: зоотехник, ветеринарный фельдшер, агроном-технолог, зоотехник-селекционер;

квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта: станочники (фрезеровщик, токарь, зуборезчик, зубошлифовщик, формовщик), наладчик, аппаратчик, машинист крана, газорезчик, сталевар, обрубщик литья, швея, печатник, электрогазосварщик, бетонщик, электрик, электромонтажники и ремонтники, слесарь-сборщик, оператор производственных установок и машин, слесарь-ремонтник, специалист-техник.

Многие предприятия при приеме на работу отдают предпочтение выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Саратовской области, таким как:

  • ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»;

  • ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»;

  • Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»;

  • ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова»;

  • ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»;

  • ГАПОУ СО «Саратовский колледж строительных мостов и гидротехнических сооружений»;

  • Саратовский колледж машиностроения и экономики ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»;

  • ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных технологий»;

  • ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»;

  • ГАПОУ СО «Энгельсский промышленно-экономический техникум»;

  • Балаковский инженерно-технологический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Уровнем подготовки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Саратовской области удовлетворены:

  • полностью – 11,6% предприятий;

  • частично – 76,8% предприятий;

  • не удовлетворены – 11,6% предприятий.

На многих предприятиях ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:

  • собственными силами – 53,4% предприятий;

  • собственными силами с привлечением иностранных контрагентов – 6,8% предприятий.

Внедряются инновации различного типа:

  • технологические – 38 предприятий (52%);

  • управленческие – 15 предприятий (20,5%);

  • организационные – 12 предприятий (16,4%);

  • прочие (в т.ч. продуктовые) – 7 предприятий (9,6%).

Большинство предприятий имеют долгосрочные стратегии (программы) развития:

  • до 2020 года имеют программы развития 37 предприятий (63,8%);

  • до 2025 года – 2 предприятия (3,4%);

  • до 2030 года – 2 предприятия (3,4%);

  • на другой период – 17 предприятий (29,4%).

В долгосрочных стратегиях (программах) развития предприятий отражены:

Рыночные цели:

  • увеличение доли внутреннего рынка за счет увеличения объема продаж профильной продукции – 52 предприятия (53,6%);

  • увеличение доли внешнего рынка за счет освоения инновационных продуктов – 17 предприятий (17,5%);

  • диверсификация видов деятельности – 17 предприятий (17,5%);

  • другие цели – 11 предприятий (11,3%).

Экономические цели:

  • повышение финансовой устойчивости (стабильности) предприятия – 55 предприятий (75,3%);

  • повышение инвестиционной привлекательности предприятия – 25 предприятий (34,2%);

  • повышение производительности труда – 53 предприятия (72,6%);

  • повышение заработной платы и компенсационных выплат сотрудникам – 39 предприятий (53,4%);

  • другие цели – 4 предприятия (5,5%).

Организация эффективных взаимоотношений с потребителями/партнерами в целом по Российской Федерации и за рубежом:

  • совершенствование форм взаимодействия с разными категориями потребителей/партнеров – 34 предприятия (46,6%);

  • повышение у имеющихся потребителей/партнеров степени их лояльности предприятию – 31 предприятие (42,5%);

  • привлечение к сотрудничеству новых потребителей/партнеров на внутреннем и внешнем рынках – 46 предприятий (63%);

  • другие цели – 5 предприятий (6,8%).

Продвижение бренда:

  • повышение степени инвестиционной привлекательности бренда предприятия в целом по РФ и за рубежом – 25 предприятий (34,2%);

  • повышение степени узнаваемости бренда потребителями/партнерами в целом по РФ и за рубежом – 33 предприятия (45,2%);

  • увеличение числа лояльных к бренду потребителей/партнеров в целом по РФ и за рубежом – 31 предприятие (42,5%);

  • другие цели – 2 предприятия (2,7%).

Предприятиями оценены степени влияния рисков на реализацию своих стратегий (программ) развития (рыночные, финансовые, региональные, правовые, кадровые, репутационные риски). Отметили высокую степень влияния рисков, связанных с:

  • ужесточением конкуренции на внешних рынках – 17 предприятий (23,3% опрошенных предприятий);

  • снижением спроса на профильную продукцию – 27 предприятий (37%);

  • выводом на рынок конкурентами улучшенных/модернизированных, в том числе инновационных, видов профильной продукции – 10 предприятий (13,7%);

  • снижением покупательской способности потребителей/партнеров профильной продукции – 34 предприятия (46,6%);

  • ухудшением финансовых результатов деятельности предприятия – 30 предприятий (41,1%);

  • невозможностью привлечения инвестиций в необходимом объеме – 26 предприятий (35,6%);

  • ухудшением/улучшением финансовых показателей предприятия, вследствие колебаний курсов иностранной валюты – 29 предприятий (39,7%);

  • изменением таможенного регулирования предприятий – 8 предприятий (11%);

  • неисполнением своих обязательств контрагентами – 28 предприятий (38,4%);

  • неспособностью предприятием обеспечить исполнение в срок своих финансовых обязательств – 16 предприятий (21,9%);

  • отсутствием возможности использования потенциала кооперации внутри Саратовской области и в РФ – 9 предприятий (12,3%);

  • дополнительными транзакционными издержками из-за логистических проблем внутри Саратовской области и с соседними регионами – 7 предприятий (9,6%);

  • изменением налогового законодательства – 17 предприятий (23,3%);

  • промышленной и экологической безопасностью – 9 предприятий (12,3%);

  • информационными технологиями (потери конфиденциальности информации, содержащейся в хранилищах баз данных предприятия) – 12 предприятий (16,4%);

  • отсутствием квалифицированного персонала со средним профессиональным образованием по профильным для предприятия профессиям – 29 предприятий (39,7%);

  • отсутствием квалифицированного персонала с высшим образованием по профильным для предприятия профессиям – 19 предприятий (26%);

  • удержанием квалифицированного персонала по профильным для предприятия профессиям – 11 предприятий (15%);

  • снижением репутационного капитала, являющиеся производными от вышеуказанных, и которые могут отражаться на всей хозяйственной деятельности предприятия – 11 предприятий (15%).

Отдельные предприятия высказались о необходимости оказания государственной поддержки по следующим направлениям:

  • инвестиции в развитие инновационных продуктов, бизнес-инкубаторов, инновационных зон и технопарков в муниципальных районах области – 17 предприятий (23,3%);

  • развитие сети учебных заведений среднего профессионального образования по профилю деятельности предприятия – 29 предприятий (39,7%);

  • совершенствование системы вузовского и послевузовского образования, с учетом новых требований к выпускникам и новых специальностей – 30 предприятий (41,1%);

  • создание логистических цепочек/центров – 13 предприятий (17,8%);

  • снижение бюрократических барьеров в отношениях предприятия с государственными, в том числе контролирующими, органами – 42 предприятия (57,5%);

  • предоставление налоговых льгот для разработки и производства инновационных продуктов – 36 предприятий (49,3%);

  • льготное кредитование инновационных направлений деятельности – 34 предприятия (46,6%);

  • повышение степени инвестиционной привлекательности муниципальных районов области и приоритетных для Саратовской области отраслей – 29 предприятий (39,7%);

  • продвижение имиджа Саратовской области и ее ключевых производителей – 37 предприятий (50,7%).

Наиболее актуальные из высказанных предприятиями предложений и пожеланий будут учтены Правительством области при разработке Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года.