Росавтодор намерен требовать от дорожников ремонта автомагистралей при помощи новых технологий

15.01.2020
268

Росавтодор намерен требовать от дорожников ремонта автомагистралей при помощи новых технологий

В конце декабря 2019 года в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства области состоялась конференция – семинар на тему «Основы внедрения асфальтобетонных смесей мо методам объёмного проектирования Маршалла и Superpave (Суперпейв)».

Отраслевой центр компетенций ФАУ РОСДОРНИИ (далее - ОЦК) регулярно проводит семинары для представителей дорожно-строительной отрасли с целью расширить применение новых технологий при строительстве дорог. Основное внимание уделяется технологиям, которые повышают межремонтные сроки, эксплуатационные качества и безопасность дорог.

Семинар для подрядчиков и представителей Министерства провёл советник руководителя ФАУ РОСДОРНИИ Евгений Дамье.

Структуры, подобные ОЦК, есть и в других странах. Например, Научно-исследовательский институт дорожного хозяйства (BAST) в Германии, институт Гуанчжоу в Китае. В ОЦК может участвовать любой эксперт по любому направлению строительства дорог. Есть комитеты по проектированию, асфальтобетону и т.д. Эксперты работают в рамках комитетов, форумов и экспертного совета совершенно открыто. Это означает, что любой представитель заказчика может участвовать в экспертном совете.

Евгений Дамье рассказал о подборе асфальтобетонных смесей по методу Superpave (Суперпейв). ОЦК рекомендует метод Суперпейв как более простой, эффективный и точный при проектировании смесей. Подрядчики, которые применяют метод Суперпейв, полностью поменяли культуру производства асфальтобетона, его укладки и укатки. Себестоимость асфальтобетонных смесей, разработанных по методу Суперпейв,   дешевле смеси ЩМА (щебёночно-мастичный асфальтобетон) на 700 рублей и смеси Типа Б на 400 рублей. При этом подрядчик получает возможность постоянно контролировать качество дорожного покрытия: уплотнение ведётся под контролем специального переносного прибора, который показывает даже количество подходов катка для уплотнения.

На семинаре прозвучал вопрос от подрядчика: «Каким образом подобрать щебень из Саратовской области, чтобы не возить его из соседних областей?» Подрядчикам было предложено воспользоваться опытом других регионов, которые перешли на местные материалы. Например, ФКУ «Москва-Бобруйск», ФКУ «Черноморье» перешли на дроблёный гравий, в Башкирии подрядчики перешли на местный известняк. Таким образом, метод Суперпейв позволяет брать доступный на строительном рынке материал, соответствующий определённым параметрам, и подбирать смесь. Зная транспортную нагрузку для конкретной дороги и используя специальный прибор - гиратор, который позволяет определить выдержит ли «каменный скелет» транспортную нагрузку в течение 18 лет, можно подобрать асфальтобетонную смесь. В Суперпейве сочетание различных пород допускается и приветствуется.

Несмотря на то, что на рынке есть организации, которые предлагают услуги по проектированию асфальтобетонных смесей, подрядчики не должны бояться изготавливать смесь самостоятельно. Например, в Башкирии и мелкие, и крупные подрядчики сами подбирают асфальтобетонные смеси. Есть ряд учебных центров, где подрядчики могут пройти обучение и в дальнейшем   проектировать смеси самостоятельно. Курс для лаборантов рассчитан на 4 дня.

Единственный обязательный прибор, который должен быть у подрядчика, - плотномер. Плотномер должен быть на каждом участке укладки асфальтобетона. Необходимо постоянно проверять плотность и пористость асфальтобетона во время укладки в течение дня. Прибор позволяет контролировать каждый метр. Таким образом, специалист с плотномером теперь главный на дороге и способен остановить укладку бракованной асфальтобетонной смеси на дороге по одному звонку на завод.     

Именно эти два главных параметра – плотность и пористость позволяют исключить двоякую интерпретацию нормативных документов и служат четким ориентиром при проверке качества дорожного полотна и для заказчика, и для подрядчика. За счёт того, что подрядчик работает по рецепту, который самостоятельно разрабатывает и отдаёт на утверждение заказчику, заказчик всегда может проверить качество дорожного полотна. Необходимо выбрать участок дороги, с помощью плотномера определить плотность и пористость асфальта, и там, где есть отклонение от заданных параметров, взять образец керна и в лабораторных условиях проверить состав асфальта.   

Применяя метод Суперпейв, необходимо помнить, что любое отклонение от рецепта смеси всегда проявится на дороге. К отклонениям от рецепта можно отнести несоответствие зернового состава инертных материалов (щебня, гравия), которое может появиться вследствие неправильного складирования или   замены производителя. Однако, если смесь Суперпейв собрана по всем параметрам методики, то она без проблем пройдёт испытание временем.

Подрядчики, которые применяют метод Суперпейв, довольны результатом: за счёт точного подбора смеси удалось сэкономить на её стоимости до 500 рублей на единицу измерения. Кроме того, появилось больше возможностей применять местные материалы, а также вторичные материалы. Уже   сегодня в Башкирии, например, есть подрядчики, которые укладывают на дороги асфальтобетонную смесь с 25% вторично переработанного асфальта.

ФКУ «Москва центр автомагистрали» уже 5 лет работает по методу Суперпейв. С 2020 года Федеральное дорожное агентство Росавтодор полностью переходит на этот метод.

Есть целые регионы, которые сразу полностью переходят на данную технологию строительства дорог, есть те, которые для начала выбирают несколько дорожных объектов. Башкирия, Новосибирская область уже несколько лет строят дороги по технологии Суперпейв. Регионы, которые приняли решение о переходе в 2020 году: Курская, Рязанская, Вологодская, Калужская, Тульская, Оренбургская области.  

В 2019 году в Петровском районе Саратовской области по методу Суперпейв отремонтировано 12 километров дороги Новые Бурасы-Кутьино-Вязьмино-Петровск в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2020 году ремонт дорог с применением этой технологии будет продолжен.  

Министерство транспорта и дорожного хозяйства

Март 2020

24

24 Март 2020

25

25 Март 2020

26

26 Март 2020

27

27 Март 2020

28

28 Март 2020

29

29 Март 2020

1

1 Март 2020

2

2 Март 2020

3

3 Март 2020

4

4 Март 2020

5

5 Март 2020

6

6 Март 2020

7

7 Март 2020

8

8 Март 2020

9

9 Март 2020

10

10 Март 2020

11

11 Март 2020

12

12 Март 2020

13

13 Март 2020

14 15

15 Март 2020

16

16 Март 2020

17

17 Март 2020

18

18 Март 2020

19

19 Март 2020

20

20 Март 2020

21 22

22 Март 2020

23

23 Март 2020

24

24 Март 2020

25

25 Март 2020

26

26 Март 2020

27

27 Март 2020

28 29

29 Март 2020

30

30 Март 2020

31

31 Март 2020

1

1 Март 2020

2

2 Март 2020

3

3 Март 2020

4

4 Март 2020

5

5 Март 2020