Выступление Губернатора области В.В.Радаева на областном образовательном форуме «PRO.Образование 64. Векторы развития»

27.08.2021
1336

Добрый день, уважаемые друзья.

Всему педагогическому сообществу области – мои особые слова уважения. Через несколько дней за парты сядут свыше двухсот пятидесяти тысяч школьников области, в том числе 27 тысяч первоклассников. Это больше, чем в прошлом году. 1-го сентября откроются школа на 1100 мест в микрорайоне Солнечный, школа с детским садом на 270 мест в селе Тёпловка Новобурасского района. Примут детей капитально отремонтированные, а по сути - новые школы в Перелюбе и Энгельсе. 14 сельских школ начнут работу с полностью обновленными спортзалами.

Большинство названных объектов шли по линии профильного нацпроекта. В ближайшей перспективе приступим к реализации инициативы Владимира Путина, касающейся программы капремонта школ. Она рассчитана до 2026 года. Заявку готовит региональный минобраз. Мы заложили потребность муниципалитетов в объеме 11-ти млрд рублей - это 124 школьных здания. От области ежегодно в программу будут входить 26 объектов.

Уважаемые участники заседания.

Перед вами в содержательном и организационном плане стоит много новых и долгосрочных задач. Они усложняются пандемией, по-прежнему требующей усиленных мер санитарной безопасности. Вы уже имеете опыт работы в подобном режиме. Сейчас сверхактуальна - вакцинация, необходимость защищать и собственное здоровье, и здоровье учеников.

Именно комплексная безопасность школ мне представляется наиболее важной темой. Безопасность не только санитарная, о чем я уже сказал, но и - техническая, психологическая, информационная.

Пока еще проблемы остаются. На сегодняшний день полноценной охраной обеспечены далеко не все школы региона. Основная причина – нехватка средств у муниципалитетов. Но бюджетный дефицит не может стать отговоркой и поводом ничего не делать. Я уже обращался к муниципальным главам, в чьей зоне ответственности этот вопрос. Полномочия нужно исполнять. У всех участников образовательного процесса – руководства конкретной школы, родителей и муниципальной власти - трехсторонняя заинтересованность в защищенности объекта, а значит нужно находить те или иные совместные решения. Федеральная нормативно-правовая база этого требует, охрану зданий надо включать в приоритетные задачи.

Санитарная безопасность не ограничивается утренними фильтрами, разобщением классов. Повторюсь: самая надежная защита – вакцинация. И к учителям здесь особые требования. В области двадцать с половиной тысяч педагогов, на каждого в среднем приходится по 12 учащихся. С учетом пандемии такие пропорции более чем красноречивы. Сама профессия диктует личную ответственность за собственное здоровье и здоровье детей.

Одно из основных условий полноценного функционирования системы образования – психологическая безопасность детей, а это ложится на профильных специалистов. Поставленная мною задача создать региональную психологическую службу в сфере школьного образования постепенно решается. За последний год численность психологов возросла на 7%, но темпы надо повышать. Педагогов-психологов по-прежнему недостаточно. Сейчас на одного специалиста приходится свыше пятисот учащихся, тогда как норма - 350-400 человек. При сверхнагрузке естественно возникает вопрос о качестве психологического сопровождения, индивидуальном подходе к каждому учащемуся, своевременному выявлению поведенческих рисков. Именно такие задачи стоят перед образовательным сообществом в век цифровых технологий и порою агрессивного информационного воздействия. Все мы помним трагический случай в казанской школе 11-го мая. Это – сигнал о том, насколько важно быть включёнными в психологические проблемы детей и подростков, чтобы избежать беды. Государство уделяет приоритетное внимание психологической безопасности школьников. Свидетельство тому -направление по обучению психологов, введенное в этом году в нацпроект «Образование». И здесь Саратовская область показывает хороший результат. Кроме того, у нас есть собственные площадки, аккумулирующие в себе лучшие практики: институт развития образования, психологическая служба Энгельсского района, региональная стажировочная база из 16-ти школ. Плюс ко всему, в структуре СОИРО с 1 сентября запускается центр повышения профессионального мастерства педагогов. Федерация выделила средства на подготовку помещения, оборудованного по последнему слову техники. Только что мы посмотрели презентацию этого сетевого проекта. В ближайшее время хочу лично посетить центр и увидеть всё своими глазами.

Обращаюсь к директорам школ, руководителям муниципальных служб образования: активно пользуйтесь предоставленными площадками, неформально реагируйте на запросы ваших педагогов, в том числе психологов. Есть прямая взаимосвязь между подготовленностью, мобильностью учителей и социально-психологическим благополучием в каждом конкретном классе. Профилактика кризисных ситуаций – самый надежный путь. Считаю, что мы можем стать лучшими в вопросах психологического сопровождения учащихся и лидерами по качеству образования. СГУ, институт развития образования, три профильных колледжа и все перечисленные проекты составляют полноценный кластер подготовки и непрерывного профессионального роста педагогов. Своим конкурентным преимуществом нужно пользоваться.  

Психологическое здоровье определяется и духовно-нравственными ориентирами. Их задает – школа. Воспитательная работа – столь же важна, как и знание предметов. Велика роль и дополнительного образования, которое формирует у ребенка цели раскрыть себя, добиться успехов, рационально распорядиться своим временем. Когда подросток занят, у него нет времени на деструктивный контент.

Благим делом стал наш проект «Культурный дневник» школьника, действующий уже четвертый год. Сейчас внедряется Пушкинская карта для старшеклассников и студентов. Решением федерального Правительства выделяются колоссальные средства на создание так называемой цифровой экосистемы. Сотни интернет-проектов будут направлены на формирование гражданского самосознания за счет объективных оценок современных процессов, исторической правды и массива молодежной тематики. Цель - вытеснить негатив здоровым жизненным началом. Школа должна существовать именно в таком тренде.       

Отдельно коснусь проблемы обеспеченности кадрами. О ней шла речь на рабочей группе по подготовке Президиума Госсовета, в которой я принимал участие. Сразу оговорюсь, коллеги: все обсуждаемые сегодня темы были вынесены на Президиум. Основой заседания стала именно региональная повестка. На Президиуме Госсовета Владимир Путин подчеркнул, что без современного доступного образования во всех регионах невозможно обеспечить справедливость, равные стартовые возможности для каждого ребёнка.

А мы с вами понимаем, что за качественное образование отвечает именно учитель, правильно подобранный коллектив. При неравномерном распределении педагогических кадров доступность высоких стандартов остается под вопросом. Неслучайно Владимир Владимирович обратил отдельное внимание на серьезный разброс по качеству образования в нашей стране. Подобная неравномерность наблюдается и внутри регионов.

Смотрю на наши цифры: в прошлом году СГУ подготовил более тысячи семисот молодых специалистов. И только треть из них, согласно опросу, были готовы идти работать в школу. То есть, за время обучения мотивация не сформировалась. Не поворачивается язык говорить о низком престиже профессии, понимая ее значение для общества, осознавая ключевую роль учителя в воспитании новых поколений. И это отнюдь не высокие слова. Но статистика говорит сама за себя. Наибольшая нехватка - в Ершовском, Ровенском, Энгельсском, Хвалынском, Базарно-Карабулакском и Марксовском районах. Я постоянно обращаюсь к главам, чтобы они по максимуму использовали инструменты целевого обучения, задействовали весь арсенал соцподдержки, находили возможность предоставлять выпускникам жилье. Уверен, даст результат и программа по закреплению кадров, созданная министерством образования совместно с СГУ. Стартует проект в 2022-ом и рассчитан на 4 года.

Несколько слов о стимулах. Повышение заработной платы педагогов идет постоянно. В 2019-ом – сразу на 20%, в прошлом – на 5,2%, в текущем - на 10%. На сегодняшний день средняя зарплата составляет 36,4 тысячи рублей, что на 23% выше целевого ориентира, а также выше средней зарплаты по экономике региона. Плюс ко всему, работать в школе становится интереснее. Об этом говорят сами учителя. Образовательный процесс наполняется новыми элементами, включая цифровые сервисы. Постепенно уходит рутинная часть бумажной работы. То есть, привлекательность профессии повышается комплексно.

И мы вправе ждать отдачу. Она выражается не только в высоком уровне образования как такового, но и в притоке молодых энергичных кадров. Современная школа должна быть представлена современным учителем. И, конечно же, – современным управленцем. Насколько я знаю, тема подготовки управленческих кадров на уровне муниципалитетов сегодня будет затронута. Хотел бы услышать конструктивные предложения.

Уважаемые коллеги.

Перед тем, как передать слово Михаилу Игоревичу, хочу пожелать всем здоровья и хорошего настроения накануне нового учебного года.

Сентябрь 2021

30

30 Сентябрь 2021

31

31 Сентябрь 2021

1

1 Сентябрь 2021

2

2 Сентябрь 2021

3

3 Сентябрь 2021

4 5

5 Сентябрь 2021

6

6 Сентябрь 2021

7

7 Сентябрь 2021

8

8 Сентябрь 2021

9

9 Сентябрь 2021

10

10 Сентябрь 2021

11 12

12 Сентябрь 2021

13

13 Сентябрь 2021

14

14 Сентябрь 2021

15

15 Сентябрь 2021

16

16 Сентябрь 2021

17

17 Сентябрь 2021

18 19
20

20 Сентябрь 2021

21

21 Сентябрь 2021

22

22 Сентябрь 2021

23

23 Сентябрь 2021

24

24 Сентябрь 2021

25

25 Сентябрь 2021

26

26 Сентябрь 2021

27 28

28 Сентябрь 2021

29

29 Сентябрь 2021

30

30 Сентябрь 2021

1

1 Сентябрь 2021

2

2 Сентябрь 2021

3

3 Сентябрь 2021