Выступление Губернатора Саратовской области В.В.Радаева с ежегодным докладом о результатах работы Правительства области в 2015 году

20.04.2016
9629

Выступление Губернатора Саратовской области В.В.Радаева с ежегодным докладом о результатах работы Правительства области в 2015 году


Добрый день, уважаемый Владимир Васильевич!
Уважаемые коллеги!

По традиции итоги прошедшего года мы подводим в период активной текущей работы, дающей новые целевые ориентиры, новую динамику даже по сравнению с предыдущим этапом. Особенности последних двух лет заключаются в том, что постоянно меняется ритм реагирования на происходящие процессы в контексте перехода России к новой экономической модели. Состоялся вынужденный переход на однолетний бюджет, обновлены годовые планы социально-экономического развития, меняются требования к реализации госпрограмм. Президент Владимир Путин призывает действовать активно, искать новые подходы, и если мы хотим быть конкурентоспособными, развиваться более быстрыми темпами. При этом глава государства подчеркивает, что «нужно иметь сценарий развития российской экономики, адаптированный к любому варианту». Нестандартность ситуации связана еще и с тем, что страна вступает в протяженный политический цикл в условиях экономических ограничений, жесткого бюджета, снижения показателей социального самочувствия, что требует от власти всех уровней повышенной ответственности перед населением, максимально взвешенных решений и правдивых обещаний.

Такие обещания прозвучали на прошедшем Аграрном форуме с участием председателя Правительства Российской Федерации, лидера партии «Единая Россия» Дмитрия Анатольевича Медведева. Они касались и продолжения программ по социальному развитию села, включающих в себя строительство школ и детских садов, ФАПов, дорог, газификации, водоснабжения. И поддержки сельхозтоваропроизводителей, начиная с молодых фермеров и заканчивая крупными предприятиями. Эти планы подкреплены не только финансовым обеспечением федерального центра, но и авансами результативности работы отрасли. Как сказал Премьер-министр, аграрный сектор пять лет подряд уверенно выходит в лидеры роста, нам есть, что предъявить.
Проведение столь масштабного мероприятия федерального уровня на территории Саратовской области я считаю историческим событием. Это знак признания не только нашего аграрно-промышленного потенциала, но и роли региона в решении стратегической государственной задачи импортозамещения.

Хочу подчеркнуть, что весь прошлый год, о сложностях которого вы знаете не хуже меня, области оказывалась значительная федеральная поддержка, прежде всего финансовая. А, как известно, помогают тем, кому верят, в ком видят перспективы роста. И этот кредит доверия мы должны отработать по полной, что делали и продолжаем делать.

Переформатирование прежней модели роста с выходом на инновационное развитие, смена стратегических и тактических подходов оставляют неизменной главную мотивирующую цель государственной власти: создание всех необходимых условий для комфортного социального самочувствия граждан в их повседневной жизни, а путь к ее достижению определяется комплексным содержанием работы всех государственных институтов. Выражаясь простым языком, это забота о каждом человеке с целью раскрытия им своих возможностей, его защита и адресная поддержка тех, кто в ней нуждается. С одной стороны, мы говорим об очевидных вещах, но порою труднее ответить на тот вопрос, который лежит на поверхности. Отвечать нам нужно конкретными делами и эффективными решениями, а не словами и доводами, и уж тем более не оправданиями, что не смогли.

Да, багаж внутренних проблем велик. Наблюдается снижение эффективности и инвестиционной активности бизнеса, в 2015-ом году на треть сократились объемы кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реальном секторе экономики. Доходы населения составили 96% к уровню 2014 года.

Несмотря на существенное сужение возможностей бюджета, мы выполнили все социальные обязательства, все целевые показатели майских Указов Президента, включая повышение зарплат работников бюджетной сферы, доступности дошкольного образования, охват населения услугами по принципу «одного окна».

Почти треть жителей области, а это свыше семисот тысяч человек, получают соцподдержку, которая в 2015 году обеспечивалась своевременно и в полном объеме. Это более 20% расходов областного бюджета при уровне показателя по Российской Федерации – 16,6%. Дополнительных сложностей добавили расходные обязательства, переданные с федерального уровня. А это почти 17 млрд. рублей.

Но есть неприкосновенные приоритеты, актуальные при любых экономических условиях. На особом контроле у исполнительной власти остаются ветераны Великой Отечественной войны. Помимо всех предусмотренных законом льгот, 42 наших земляка-ветерана в год 70-летия Победы улучшили свои жилищные условия. В текущем году все приоритетные категории, а именно непосредственные участники боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны и инвалиды, будут обеспечены жильем. Расширению комплексной социальной реабилитации пожилых граждан способствовало и строительство жилых корпусов на 128 мест в Социально-оздоровительном центре «Пещера Монаха» Хвалынска. В прошлом году на территории санатория, расположенного в лучшей рекреационной зоне Саратовской области, также была проведена реконструкция водолечебницы. Всё это делалось на средства областного бюджета, Пенсионного фонда и резервного фонда Президента России, что свидетельствует о высокой значимости объекта не только в масштабе области. При такой поддержке мы должны достичь уровня всероссийской здравницы.

В прошлом году, ставя задачу переломить негативную демографическую динамику, мы достигли определенных положительных результатов с учетом возрастной структуры населения. Напомню, в области свыше 26% людей старше 65 лет, что является главной причиной роста показателей общей смертности. При этом за прошлый год зафиксировано увеличение продолжительности жизни от семидесяти одного года до 71,7. Также отмечено снижение на 6% смертности среди граждан трудоспособного возраста. И на текущем этапе мы удерживаем положительную тенденцию: за январь-февраль на 9% снизилась общая смертность населения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Свою роль сыграло своевременное выявление заболеваний за счет массовой плановой диспансеризации, повышения качества оказания первичной медицинской помощи и других успехов регионального здравоохранения, к чему я вернусь позже.

Однако наряду с продолжительностью важно качество жизни. Еще античные мудрецы говорили: «Благо - не всякая жизнь, а жизнь хорошая».

Безусловно, рост инфляции не мог не сказаться на социальном благополучии наших земляков. Средняя зарплата в 2015 году составила двадцать две с половиной тысячи рублей, а реальные доходы населения - 96,4% к уровню 2014-го года.

Самым проблемным на этапе сложной экономической ситуации эксперты, изучающие развитие регионов, считают значительное снижение потребления даже по сравнению с упавшими доходами. Экономическая турбулентность влияет на каждого человека, вынужденного жить в режиме жесткой экономии средств. Как индикатор спада покупательной способности в 2015 году почти на 9% снизился и оборот розничной торговли.

Поэтому особое внимание уделялось вопросам обеспечения ценовой доступности продуктов питания. В первую очередь, за счет увеличения доли товаров местного производства в предприятиях сетевой розницы. Проделанная работа позволила заполнить саратовской продукцией прилавки сетевых магазинов почти на 65%. Определенным барьером для роста цен явилась и практика заключения соглашений с сетевыми компаниями розничной торговли об установлении предельных торговых надбавок на социально-значимые продовольственные товары.

Традиционно одним из главных инструментов повышения ценовой доступности продовольствия оставались и остаются ярмарки, регулярно проводимые во всех муниципалитетах и на нескольких площадках областного центра. Как результат Саратовская область сохранила лидирующие позиции в ПФО и 2 место в России по стоимости минимального набора продуктов питания.

В 2015 году, несмотря на реальные угрозы сокращений на предприятиях, мы удержали ситуацию на рынке труда. Уровень безработицы составил 1,1% при среднероссийском 1,3%. Однако нельзя не признать, что этот показатель не вполне объективно отражает ситуацию на региональном рынке труда. Неполная занятость, вынужденные отпуска, задержки заработной платы, незарегистрированная безработица, теневая занятость, снижение потребности работодателей в кадрах, рост числа населенных пунктов, в которых полностью отсутствуют работодатели, – эти факторы нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому и в прошлом году, и в текущем исполнительная власть вынуждена осуществлять контроль в ручном режиме, не допуская дестабилизации. Помимо создания 18-ти тысяч новых рабочих мест и активной политики содействия занятости, была оказана помощь предприятиям по включению их в федеральные программы, что позволило семидесяти процентам работников избежать сокращений и в 3 раза уменьшить численность работающих в режиме неполной занятости. Если сравнивать текущее состояние с действительно кризисными 2009-2011 годами, когда уровень безработицы в области достигал 2,4 %, а численность безработных превышала 30 тысяч человек и еще столько же работало в режиме неполной занятости, то ситуацию можно оценить как умеренно стабильную.

К параметрам, определяющим качество жизни наших граждан, степень их удовлетворенности повседневностью, относится развитие социальной и коммунальной инфраструктуры.

В 2015 году за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников было открыто 2 тысячи 420 дополнительных дошкольных мест, что позволило полностью решить проблему очередности для детей от 3 до 7 лет. Хочу подчеркнуть: новые объекты построены с учетом всех современных норм удобства, комфорта и безопасности.

В соответствии с Указом Президента в регионе создана сеть многофункциональных центров. Тридцать из сорока пяти МФЦ были открыты в 2015-ом. По итогам года охват населения услугами по принципу одного окна превысил 95%, что выше целевого ориентира.

В 2015 году была продолжена работа по восстановлению и расширению коммунальной инфраструктуры. В результате строительства и ремонта водопроводных сетей более 5 тысяч жителей области получили доступ к качественной питьевой воде. Историческим прошлый год стал для поселка Духовницкое. Там десятилетиями люди были вынуждены пользоваться неочищенной речной водой, не соответствующей никаким допустимым нормам. За 3 года с нуля построили современную водоочистную станцию и в прошлом году запустили. Когда открывали объект, люди подходили и благодарили лично, признавались, что уже не надеялись попробовать чистую воду. Это дорогого стоит.

Достойным итогом продолжения работы по газификации региона стал достигнутый в прошлом году показатель в 98% населенных пунктов. Газ пришел в 5 сел, 260 домов Духовницкого, Балаковского, Энгельсского, Хвалынского и Вольского районов. Это сотни сельских жителей, которые, наконец, получили доступ к бытовому комфорту.

Регион продолжает удерживать лидирующие позиции в ПФО по обеспеченности населения жильем, чему в немалой степени способствует политика комплексного освоения территорий. Хотя сложная экономическая ситуация отразилась и на этом сегменте. Если в 2014 году микрорайон «Солнечный-2» прирос шестнадцатью высотками, то в прошлом году - завершено строительство семи многоквартирных домов, в том числе двух десятиэтажек для детей-сирот и переселенцев из аварийного жилья. Порядка 40% от общего объема введённого жилья соответствует стандартам эконом-класса. И эта пропорция ежегодно сохраняется, обеспечивая ценовую доступность и регулируя рыночные цены. Еще несколько цифр. В 2015-ом мы ввели миллион сто тысяч квадратных метров жилья, задача текущего года - не допустить снижения достигнутого уровня.

В прошлом году жилищные условия улучшили 577 детей-сирот, 116 молодых и 5 многодетных семей, 23 инвалида. По всем названным категориям существенных снижений ежегодных норм не допущено.

Качество дорог продолжает оставаться камнем преткновения в оценке жителями работы муниципальной и региональной власти. Объявляя Год дорог в Саратовской области, мы шли на оправданный риск. Риск быть непонятыми жителями, потому что ни при каких обстоятельствах не могли кардинально поменять ситуацию с колоссальным износом дорожного покрытия. Оправдан же он тем, что в 2015-ом году удалось саккумулировать в дорожном фонде беспрецедентный объем финансовых средств – 11 млрд. рублей. И все они по принципу приоритетности объектов, по их социальной и стратегической значимости пошли в дело.

Завершено строительство моста через судоходный канал в Балакове, которое велось 6 лет. Его запуск решил проблему транзитного движения автотранспорта с выходом на федеральную трассу, обеспечил защиту населения островной части города на случай чрезвычайной ситуации, не говоря уже о том, что разгрузил городскую дорожную сеть. За этот объект регион получил высокую оценку федерального центра, о сдаче мостового перехода я лично докладывал Президенту. Но самая высокая награда для всех, кто принимал участие в реализации проекта, и здесь я уверен, со мной все вы солидарны, - это реальное улучшение качества жизни балаковцев. Когда жители рассказывают мне, что раньше от дома до работы они добирались по часу, а то и больше из-за пробок на старом мосту, а теперь дорога занимает минуты, я вспоминаю песню Валерия Сюткина о том, как минуты в дороге день за днем складываются в года. А ведь эти годы человек может потратить на семью, самообразование, занятия спортом. С запуском нового моста время, потерянное в пробках, балаковцам мы вернули. Вот она, прямая связь между работой власти и судьбами тех, на кого она направлена.

Возвращаясь к дорогам. Завершено несколько объектов, десятилетиями ждавших своей очереди. Закончено строительство участка автодороги Самара–Пугачев–Энгельс–Волгоград в Ровенском районе, соединившего Саратовскую и Волгоградскую области. Завершены обходы города Аркадака и села Елшанка, что избавило жителей населенных пунктов от транзитного большегрузного транспорта.

Важным этапом стала реконструкция участка Энгельс-Ершов-Озинки в Федоровском районе, позволившая рассчитывать нам на положительное решение вопроса передачи трассы от Энгельса до границы с Казахстаном в федеральную собственность.

Еще одним участком в Хвалынском районе соединены Саратовская и Ульяновская области. В общей сложности сотни тысяч жителей почувствовали на себе новый уровень транспортной доступности. И это для нас прорывной результат, на котором мы не останавливаемся, продолжая работать с федеральным центром. На прошедшем Форуме партии «Единая Россия» первый заместитель министра транспорта Российской Федерации сообщил, что в этом году ведомство выделяет на ремонт муниципальных дорог дополнительные средства. Дотации получат и три населенных пункта Саратовской области – Озинки, Калининск и Ровное. Во время совещания по теме дорог, которое прошло в ходе визита Премьер-министра Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев с пониманием отнесся к застарелой проблеме региона, заверил, что нам будет оказана поддержка и предложил на примере Саратовской области выработать эффективно работающий механизм финансирования дорожного строительства, включающий все этапы работ. Такая модель впоследствии будет распространена на все регионы.

Объявив Год дорог и выполнив намеченное, мы не только сигнализировали населению о повышенном внимании региональной власти к главной нашей беде, но и неожиданно для себя дали импульс невиданной гражданской активности жителей. Пусть и не без критики в наш адрес, но проблема постоянно мониторится, обсуждается, отслеживается. Уверен, на этапе ремонта дорог в областном центре в текущем году наше взаимодействие с саратовцами, совместное обсуждение вариантов тех или иных решений будет конструктивным и более доверительным. Кстати, на «Прямой линии» с Президентом мы воочию увидели, насколько возросла активность граждан. Люди не только от имени целых коллективов и сообществ задавали вопросы, но и сами предлагали варианты решения системных проблем. Мало того, они ведут контроль выполнения точечных поручений главы государства: запрашивают информацию в государственных структурах и мониторят, насколько она реализуется на практике. Как говорил Сергей Королев, имя которого в год 55-летия первого полета в космос звучит особенно авторитетно, - «критикуя, предлагай, предлагая – делай». Считаю, на таких позициях и строится сплоченность, солидарность людей в их повседневной жизни. И наша задача, задача исполнительной и законодательной власти региона, эти связи преобразовать в базовое условие успешного развития – общественное доверие. Партнерство, кооперация, консолидация – все эти объединяющие и созидающие процессы строятся именно на ценности доверия. Как писал русский ученый Иван Ильин, государство по самой своей идее – система всеобщего доверия, и именно этот принцип обеспечивает общественное и государственное процветание.

А теперь о реальном секторе.

В целом 2015-ый год завершен на удовлетворительном уровне. Мало того, по целому ряду макропоказателей ситуация в Саратовской области в положительную сторону отличается от среднероссийских значений.

Задел трех предшествующих лет в виде модернизации предприятий и строительства одиннадцати заводов стал реальной подушкой безопасности, отчасти нивелирующей неблагоприятные экономические тенденции. В 2015 году завершилось строительство двух крупных заводов в Энгельсском районе: локомотивного и «Еврорадиаторы». Открылись новые производственные линии на таких предприятиях Саратова и Энгельса, как подшипниковый завод, «Саратоворгсинтез», «Полипластик», «Мобильные заводы ЖБИ». Частично завершена модернизация на «Алмазе» и Балаковском филиале «Апатит».

Объем ВРП составил 606,8 млрд. рублей, что на 40 миллиардов выше 2014-го года. Даже учитывая инфляцию, не допущено снижения темпов экономического роста. Напомню, в среднем по России отмечается минус 3,7% ВВП.

Индекс промышленного производства составил 102,9% при среднероссийских 96,6%, а объем отгруженных товаров сформирован с ростом более чем на 12%.

Положительную динамику продемонстрировали металлургия – 135%, пищевая и химическая промышленность.

Погодные условия 2015 года чувствительно ударили по региональному АПК. В результате засухи произошла гибель посевов на 16% посевной площади, а это полтора миллиона тонн утраченного урожая зерна и 6 миллиардов рублей общего ущерба.

Поэтому выйти на уровень 2014 года мы объективно не могли. Объем продукции сельского хозяйства снизился почти на 10%. При этом регион продолжает удерживать лидирующие позиции в России по сбору подсолнечника и занимает третье место в ПФО по валовому сбору зерна.

Благодаря оперативной работе с Минсельхозом России и личным усилиям председателя аграрного комитета Государственной Думы Николая Васильевича Панкова, область получила свыше 1 млрд. рублей на возмещение потерь по засухе и своевременно довела их до счетов аграриев. И сегодня у нас есть все основания рассчитывать на урожай с учетом потерь прошлого года, то есть удвоить результат и собрать 4 млн. тонн зерна.

Двигаясь в направлении самообеспеченности региона основными продуктами питания и сельхозпродукции, мы продолжили развитие тепличного комплекса, что позволило полностью закрыть нормативную потребность в овощах защищенного грунта и выйти по объему их производства на 2-е место в России.

В условиях санкций значительное внимание уделялось увеличению производства плодово-ягодной продукции за счет закладки новых садов и, прежде всего, высокопродуктивных садов интенсивного типа. Следующим важным шагом стало наращивание мощностей по переработке и консервации плодово-ягодной продукции. В короткие сроки в Ртищевском районе возведен высокомощный завод компании «Сады Придонья». «Волжский колос» Романовского и «Плодовое» Вольского районов запустили производство консервной продукции. Там же, в Вольском районе, построен завод по производству фруктовых и овощных соков «Консул-Кейтирин».

В связи с принятием ограничительных мер импорта и развитием отечественного свиноводства и птицеводства, доля ввозного мяса в общих объемах переработки мясного сырья на предприятиях мясной промышленности снизилась с 52% в 2011 году до 15% в 2015 году.

В соответствии с задачей повышения обеспеченности сахаром собственного производства в 2015 году площадь, засеваемая свеклой, была увеличена на 64%, что по итогам года позволило нарастить объемы ее валового сбора в 1,7 раза.

Вовлечение в оборот неиспользуемых прудовых площадей позволило за год практически удвоить производство прудовой рыбы. Развитию этого направления, одного из главных в импортозамещении, будет также способствовать завершенный в прошлом году проект компании «Акваресурс» по строительству в Энгельсском районе комплекса по разведению и выращиванию ценных пород рыб. Дмитрий Анатольевич Медведев, в рамках форума побывавший на «Акваресурсе», положительно отозвался о мощностях и потенциале предприятия, которое вполне может стать конкурентом астраханских рыбокомбинатов. Подытоживая тему сельского хозяйства и заглядывая в будущее, хотел бы еще раз вспомнить Аграрный форум и то, что на нём было сказано. В частности, о необходимости доминирования экспорта над импортом, неуклонном повышении конкурентоспособности отечественной продукции и её ценовой доступности, строгом соблюдении финансовой дисциплины в части своевременного доведения господдержки до адресата.

Необходимо отметить, что введение ограничительных режимов со стороны России оказало положительное влияние на структуру внешнеторгового оборота региона: по итогам 2015 года импорт уменьшился почти на треть, тогда как экспорт увеличился на 7,7%. В товарной структуре импорта на 13% снизилась закупка продовольственных товаров, почти на треть упал ввоз продукции химической промышленности и машиностроения.

На этом фоне более чем в 30 раз увеличились экспортные поставки минеральных продуктов и на 10% продукции химической промышленности. В 1,5 раза в денежном выражении увеличились поставки минеральных удобрений Балаковским филиалом АО «АПАТИТ».

Приведенные цифры и динамика вселяют сдержанный оптимизм и заставляют ставить взвешенные, прагматичные задачи. В плане импортозамещения, это вклад в обеспечение национальной безопасности на основе трех сегментов: регионального ОПК, продовольственной и технологической сфер. Также мы активизируем работу по продвижению региональных товаров на международном торговом рынке. Решение названных задач будет способствовать локализации добавленной стоимости с соответствующим ростом доходов бюджетов всех уровней, созданию дополнительных рабочих мест и удешевлению товаров.

Все мы понимаем, что в современных условиях экономический рост может быть только инвестиционно ориентированным. Без инвестиций нереально изменить структуру экономики, освободиться от сырьевой зависимости, создать условия для стабильности и роста бюджетных доходов.

Безусловно, основную ставку мы делаем на реализацию крупных проектов, способных стимулировать развитие смежных сфер.

В 2015 году на территории области продолжалась реализация более 70 таких проектов с общим объемом инвестиций свыше двухсот шестидесяти млрд. рублей, 22 из них были завершены, что дало около 3 тысяч рабочих мест.

На сегодня инвестиционный портфель области включает в себя 60 проектов на общую сумму 236,7 млрд. руб., 19 из них завершатся в текущем году. Большинство из них ориентированы на импортозамещение и увеличение экспорта.

Для повышения инвестиционной привлекательности региона в прошлом году была расширена категория налогоплательщиков, для которых установлена пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5%.

Снижен пороговый объем инвестиций для предоставления налоговых льгот в депрессивных районах области. Принят ряд областных законов, предусматривающих дополнительные условия по предоставлению отсрочки по уплате региональных налогов.

По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, составленного Минэкономразвития Российской Федерации, в 2015 году Саратовская область заняла 17 место, переместившись с 31-й позиции.

Помимо импортозамещения и инвестиций есть еще одно важное «И» - инновации. Даже не важное, а основополагающее. Импортозамещение и инвестиции в итоге нацелены на совершенствование конечного продукта, что и составляет суть инноваций. В Саратовской области порядка 60-ти предприятий сориентированы на инновационное производство, включая наших гигантов. Причем традиция опережать время складывалась на нашей территории и в работе на космическую отрасль, и в период технологических прорывов при производстве бытовой техники и радиоэлектроники. Дмитрий Анатольевич Медведев вчера на отчете Правительства перед Государственной Думой подчеркнул, что выиграет тот, кто поставит на инновационную волну. Мы на нее собственно встали давно, когда оснастили приборами первый искусственный спутник земли, когда 20 лет назад (вы только вдумайтесь!) первыми среди регионов разработали закон об инновационной деятельности, когда в 2009 году также в числе первых приняли областную инновационную программу по развитию высоких технологий. В 2015-ом году кооперация науки, бизнеса и производства дала конкретные результаты. Приведу лишь несколько примеров. Это совместная разработка СГУ и балаковского филиала АО «Апатит» инновационной технологии производства нового дорожного покрытия, которое прошло апробацию на одном из проблемных участков трассы Балаково-Ершов. Это успешное взаимодействие Технического университета и научно-производственного предприятия «Лисскон», которое позволило создать целую линейку водоочистного оборудования, поставляемого не только по Саратовской области, но и в другие регионы. Третий пример – разработка Медуниверситетом принципиально новой методики физиотерапии, на основе которой саратовское предприятие «Трима» вышло на производство инновационного комплекса медицинской аппаратуры. Вузы – саратовские. Предприятия – наши. И каждый из проектов направлен на людей!

Но кооперация науки, бизнеса и производства должна выходить на новый уровень. На новую волну. Ради коммерциализации результатов научной деятельности в промышленное производство, ради конкурентоспособности наших товаров и успехов в импортозамещении. Я уже не раз повторял известный афоризм: чтобы попасть в цель, нужно метить выше. Поэтому когда я говорю о седьмом айфоне или настраиваю наших аграриев на конкуренцию с Краснодарским краем в уборке зерна, как раз это и имею ввиду. Будем ставить завышенную планку, - не промахнемся!

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что экономику, тем более в сложные периоды, вытягивает малый и средний бизнес. На всероссийском предпринимательском форуме Владимир Путин еще раз подчеркнул, что «малый бизнес – это действительная опора развития экономики нашей страны».

Этот сегмент наиболее мобильный, рискованный и конкурентоспособный. Его поддержка заключается, в первую очередь, в необходимости компенсации неравных условий, в которых находятся малый бизнес по сравнению с крупным. Прежде всего, это касается субъектов сферы производства и инновационной деятельности, имеющих значительный потенциал, но способных развиваться лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур.

2015 год прошел под эгидой максимального снижения налоговых барьеров для малого бизнеса. Приняты соответствующие региональные законы, которые вступили в силу с 1 января. Значительно снижена стоимость патентов по всем видам предпринимательской деятельности. Введены «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Продлено действие дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения.

В 2015 году преимущественно за счет средств федерального бюджета объем господдержки предпринимательства был удвоен и составил почти 330 миллионов рублей. Около половины этих средств, учитывая ужесточение условий кредитования, были направлены девяноста субъектам бизнеса в виде субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, а также на развитие лизинга оборудования, поддержку системы Центров молодежного инновационного творчества. Другая часть суммы пошла на наполнение наших главных резервных систем - Гарантийного фонда и Фонда микрокредитования. Таким образом, мы изменили тактику, заставив деньги работать на перспективу. В этом году заложенные в фонды суммы позволят дополнительно привлечь кредитные ресурсы в сегмент малого и среднего бизнеса. Подобные взвешенные и неформальные подходы с задачей прогнозного планирования свидетельствуют о том, что работа государства с малым бизнесом носит стратегический характер.

Подводя итоги прошедшего года, не могу не остановиться на нерешенных вопросах. Нам не удалось переломить негативную динамику в животноводстве: и по мясу и по молоку падение в среднем на 6%. Засуха, высокая закредитованность аграриев, преобладание личных подворий, - все эти факторы сдерживают развитие животноводства. Поэтому важнейшей задачей остается перевод ЛПХ в формат фермерских хозяйств. Практика прошлого года показала, что КФХ имеют большой потенциал увеличения выпуска животноводческой продукции. Впервые за 5 лет, а то и больше, у саратовских фермеров был отмечен прирост поголовья по всем категориям мясного животноводства. Однако на общую картину это существенного влияния не оказало, потому что доля ЛПХ по мясу все еще превышает 65%, а по молоку – 78%.

Ставка делается и на развитие крупных сельхозпредприятий. В отчетном году завершено 9 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в 1,3 млрд. рублей. В их число входят построенные в 2015 году животноводческие фермы в Вольском и Лысогорском районах, реконструкция птицефабрик в Энгельсском, Калининском и Татищевском районах. Наращиванию объемов производства молока будут способствовать помимо модернизации действующих молочных комплексов и приобретения высокопродуктивного поголовья, дополнительные меры господдержки. Уже запускается механизм закупочных интервенций на рынке молока, и наша область в них намерена участвовать.

Есть проблемы с переселением граждан из аварийного жилого фонда. В 2015 году произошло серьезное отставание в графике, в том числе из-за несвоевременного поступления средств областного бюджета. В итоге в рамках второго этапа госпрограммы мы переселили только 720 человек, тогда как согласно нормативным обязательствам должны были расселить пять с половиной тысяч жителей. И сегодня чтобы войти в ритм, необходимо за год отработать сразу 2 этапа, то есть переселить 9 тысяч человек. Задача в высшей степени напряженная, а усложняется она тем, что в связи с низкой результативностью прошлого года Фонд содействия реформированию ЖКХ временно приостановил финансирование. И сегодня задача уладить эти вопросы и продолжить реализацию программы. Необходимо приобрести более тысячи ста квартир на сумму свыше миллиарда рублей. Квартиры есть, дело за деньгами.

Продлены сроки завершения строительства целого ряда социально важных объектов, привлекающих повышенное общественное внимание. Среди них берегоукрепление набережной, реконструкция здания старого ТЮЗа, новый корпус областной детской клинической больницы, лыжный стадиона на 5-й Дачной, ФОКи в Татищево, Степном и «Газовик» в Саратове. Большинство из названных проектов при отсутствии сбоев в финансировании будут введены в строй в текущем году. Полученный опыт нами анализируется, чтобы впредь намеченные сроки и обещания соотносились со всеми обстоятельствами, даже трудно прогнозируемыми.

Отдельно скажу про крупнейший инфраструктурный объект – новый аэропортовый комплекс в Сабуровке. Прошлый год, к сожалению, не стал прорывным в реализации этого проекта. Не всё пошло по плану, на что есть целый ряд объективных и субъективных причин. Сложности внесла ситуация в экономике, которая стала причиной заморозки многих подобных объектов в России, таких, например, как строительство нескольких подъездных дорог к аэропорту Домодедово, международного терминала в Барнауле, расширение сети аэроэкспрессов к столичным аэропортам. К субъективным факторам относится необходимость пересмотра и утверждения документации, а также смена подрядчика. Но, несмотря на замедление темпов строительства, реализация проекта продолжается. В текущем году начнется строительство самой затратной его части – подъездной автодороги. Решение о выделении средств в размере около семисот миллионов рублей на федеральном уровне уже принято.

С негативной повестки не уходит вопрос теневой занятости. Учитывая, что каждый пятый житель области в трудоспособном возрасте занят в неформальном секторе, результаты по легализации 15-ти тысяч работников в 2015 году устраивать нас не могут. Поэтому на текущий год перед главами администраций я ставлю задачу усилить работу по тесному взаимодействию с прокуратурой, трудовой инспекцией, региональным министерством занятости, труда и миграции, региональным управлением Пенсионного фонда и налоговой инспекцией. Методики такого взаимодействия региональным правительством разработаны.

Серьезный дестабилизирующий фактор – задержка зарплат. В прошлом году громких сигналов о подобной практике не поступало, ситуацию там, где существовала угроза рисков, удавалось держать под контролем. В текущем году на заводе автономных источников тока и «Контакте» были созданы прецеденты с публичным проявлением недовольства работников. Причины таких тревожных явлений нужно устранять заблаговременно, руководству предприятий работать с коллективом в режиме максимальной открытости, а исполнительной власти в лице профильного ведомства вести мониторинг ситуации и вовремя к ней подключаться.

Теперь о бюджете. Увеличивающийся вклад региона в доходы федерального бюджета не находят адекватного отражения в темпах наполнения наших собственных доходов и уровне государственного долга области.

По объему бюджетных доходов на душу населения при относительно стабильной доле налоговых и неналоговых поступлений область занимает 14 место в ПФО и одно из последних мест в Российской Федерации.

Основные причины такого положения мы уже анализировали. Это ряд структурных дисбалансов, исторически сложившихся в Саратовской области, начиная от существенной доли секторов, имеющих незначительный налоговый потенциал, и заканчивая объемом налоговых отчислений от обрабатывающих производств в федеральный бюджет. Достаточно сказать, что за последние 10 лет перечисления Саратовской области утроились. По итогам 2015 года на территории области было собрано 147,5 млрд. руб., из которых более 40% было передано в федеральный бюджет.

Дополнительные риски добавляет и тот факт, что прогнозировать налог на прибыль от предприятий, вошедших в консолидированные группы налогоплательщиков, весьма проблематично. В условиях общего ухудшения финансовых результатов компаний в 2015 году произошел недобор порядка 5 млрд. руб. по налогу на прибыль.

При этом Правительством области предпринимаются меры по мобилизации всех возможных источников доходов и резервов, включающие как стимулирование развития реального сектора и создание благоприятной деловой среды, так и правовое регулирование, позволившие существенно увеличить поступления по ряду налогов, включая транспортный и налог на имущество физических лиц.

Активизирована работа с федеральным центром по включению региона в мероприятия госпрограмм Российской Федерации. Мы участвуем в реализации 17 программ, объем финансирования по которым в прошлом году увеличился на четверть и превысил 20 млрд. руб.

Экономический эффект от процесса оптимизации расходов на соцподдержку, включая внедрение принципов адресности и нуждаемости, к 2015 году составил свыше 11 млрд. руб. Еще почти 2 млрд. руб. удалось сэкономить в рамках областного и муниципального заказов. Однако даже эти суммы не в состоянии покрыть всей потребности с учетом возросших расходных обязательств.

В прошлом году была продолжена системная работа с федеральным центром по оптимизации долгового портфеля, что в 2015 году вывело сумму экономии на уровень 2-х млрд. руб. и позволило снизить долю банковских кредитов до 52%. На 1 января текущего года госдолг составил 50,4 млрд. руб. По итогам 2015 года по темпу роста объема государственного долга положение региона в рейтинге улучшилось – в ПФО мы переместились с 3-го места на 5-е, а в России – с 21-го на 36-е.

Итоги предыдущего года наглядно продемонстрировали относительную устойчивость отечественной и региональной экономики в условиях санкций и падения цен на сырьевые товары.

Тем не менее, по оценкам российских экспертов, риски до конца текущего года остаются. Могут продолжиться такие негативные социально-экономические тенденции, как дефицит региональных и муниципальных бюджетов с ростом госдолга, отрицательная динамика по неполной занятости, инвестиционный спад, снижение реальных доходов населения и потребления, локализация промышленного производства.

В названных обстоятельствах основной задачей остается выработка новых моделей преодоления кризисных явлений и создания условий для выхода на траекторию устойчивого роста. Это касается и максимального использования инструментов, предлагаемых Федерацией, и внедрения механизмов обновленного регионального плана по развитию экономики и обеспечению социальной стабильности.

В самом общем виде речь идет о поддержке приоритетных отраслей, которые впоследствии должны стать основой экономического роста; о концентрации ресурсов в тех секторах, где есть высокий потенциал как с позиций влияния на экономику в целом, так и импортозамещения. Прежде всего, это топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химическая, нефтехимическая и пищевая промышленность. Подчеркну, что все задачи оцифрованы и имеют четкие механизмы контроля на каждом этапе реализации.

Конкретизирую ряд параметров. До конца года мы ставим задачу выйти на индекс промышленного производства 103% с объемом отгрузки не менее четырехсот пятидесяти млрд. руб. Задача министерства промышленности – максимально использовать меры поддержки, предусмотренные на федеральном уровне, включая такие механизмы, как субсидирование процентной ставки по кредитам, расширение присутствия саратовских предприятий в отраслевых планах по импортозамещению, отработку инструмента специального инвестиционного контракта. При этом важно соблюсти необходимый в текущих условиях баланс: предоставив перспективным предприятиям налоговые льготы, не подорвать бюджетную стабильность. Нужно и мед съесть, и в улей не лезть, как говорят в народе.

2016 год в регионе объявлен Годом хлебороба. За этим трендом стоит задача довести производство зерна до 4 млн. тонн. Из федерального бюджета на АПК планируется привлечь не менее 2,5 млрд. руб., около 60% из которых будет направлено на растениеводство.

Продолжится развитие плодоовощного сегмента и, в первую очередь, предприятий, ориентированных на производство овощей закрытого грунта. Это проекты компаний «Отдых-2010», «МГ-Групп», «Совхоз-Весна» и ряда других. Задача тепличных производств на текущий год выйти на 7% роста.

Требуется обеспечить положительную динамику по основным видам животноводческой продукции за счет увеличения поголовья скота и развития переработки. Среди крупных проектов: строительство высокомощной птицефабрики по выращиванию и переработке мяса индейки в Воскресенском районе; создание агропромышленного комплекса по выращиванию кроликов в Новобурасском районе; строительство помещения для содержания молочного скота в Аткарском районе, запуск второй очереди свинокомплекса «Рамфуд-Поволжье» в Калининском районе и начало строительства комплекса по производству мяса утки в Петровском районе.

В дополнение к уже имеющимся мерам до 1 июля Правительством РФ будет подготовлен нормативный акт, предусматривающий создание механизма упрощенного доступа к кредитным ресурсам. Он поможет и в реализации проектов импортозамещения в сельском хозяйстве. От нас потребуются оперативные действия по внедрению норм документа.

Постепенно начала выправляться ситуация с строительной отрасли. В немалой степени этому способствуют программы субсидирования ипотеки, реализуемые на территории области кредитными организациями и Агентством ипотечного кредитования. Однако с учетом существенного роста просроченной задолженности по ипотеке, стоит задача поиска новых способов оптимальной поддержки строительной отрасли. Помимо действующей Программы «Жилье для российской семьи» серьезные возможности предоставлены Фондом содействия реформированию ЖКХ. Предусмотрено софинансирование при разработке и реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Этой возможностью нельзя пренебрегать, как и другими программами Фонда.

Главная и единственная цель всех манёвров, предпринимаемых федеральной и региональной властью в сложных экономических условиях, - зафиксировать как минимум уже достигнутый уровень благосостояния наших граждан, включая доходы, занятость и качество общедоступной инфраструктуры.

В прошлом году, как я уже сказал, мы решили проблему доступности дошкольных учреждений, теперь на очереди система общего образования. Необходимо завершить строительство школы в селе Кочетное Ровенского района, а также с нуля построить школу на тысячу сто мест в поселке Солнечный. Средства федерального и регионального бюджетов на это предусмотрены. Параллельно будет продолжаться обустройство спортзалами не менее 19-ти сельских школ.

Кардинальные изменения, произошедшие в 2015-ом году в здравоохранении, должны дать реальную отдачу уже сегодня. Напомню, в отчетном периоде полностью завершился переход муниципальных учреждений в ведение областного минздрава, что позволило централизовать систему управления отраслью, оптимизировать численность административного персонала и направить сэкономленные средства на развитие городских и районных больниц.

Рекордным стал год по вводу объектов, в том числе оказывающих высокотехнологичную помощь. В областном центре открыт современный модуль крови с возможностью приема до трехсот доноров в сутки. Таких учреждений по России – пока единицы. За счет средств федерального бюджета и благотворительной поддержки возобновлено строительство нового корпуса Областной детской клинической больницы, сроки сдачи которого, как я уже сказал, перенесены на июнь текущего года. Этот объект находится на особом контроле региональной власти, так как его ввод напрямую отразится на демографической ситуации. Централизована областная кардиологическая служба в целях создания замкнутой системы оказания медицинской помощи - от экстренной до высокотехнологичной. В дополнение к уже имеющимся трем диализным центрам открыт профильный центр в Энгельсе, а до конца текущего месяца будет сдан еще один в городе Балаково. В итоге, объём высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой населению, в прошлом году увеличился на 22%. Задача текущего года максимально приблизить эти ресурсы к жителям, преодолеть дистанцию между учреждениями, оказывающими высокотехнологичную помощь, и реальной помощью гражданам. Об этом шла речь во время рабочей поездки в Саратовскую область зампреда Правительства Российской Федерации Ольги Голодец в октябре 2015 года. И мы к поставленной цели поступательно движемся.

Где здоровье, там и спорт. В том числе спорт высоких достижений, прибавляющий имиджу области дополнительные бонусы. В 2015 году сразу три профессиональных клуба – «Автодор», «Протон» и «СГАУ-Саратов» закрепились в элитных дивизионах. Благодаря успешному выступлению саратовских команд наш регион попал в двадцатку лучших по развитию игровых видов спорта. В 2015-м году четыре спортсмена области завоевали для сборной команды России персональные олимпийские лицензии. Это Илья Захаров, Кира Степанова, Юлия Иноземцева и Артем Чеботарев. На участие в летних Олимпийских играх в Бразилии претендуют еще 8 наших спортсменов. Также мы надеемся, что 13 саратовцев выступят на 15-х летних Паралимпийских играх в Рио-де-Женейро. Региональное правительство поддерживает 9 профессиональных команд, что дает нам право рассчитывать на рост числа флагманов саратовского спорта.

Серьезную имиджевую составляющую несет на себе отрасль культуры. Помимо традиционных фестивалей, ставших визитной карточкой региона, в свой актив мы можем занести и такой проект, как фестиваль театров малых городов России. Несколько лет назад Балаково уже принимал этот форум, и в текущем году площадкой станет Вольск. Для провинции - это счастливая возможность почувствовать современный ритм театрального искусства, для людей, живущих и работающих в малых городах, – событие, впечатления, радость нового общения. Целенаправленно мы работаем и над укреплением обратной связи с населением, руководствуясь принципом, что каждое принимаемое властью решение должно быть органично насущным потребностям людей. Традиционно устойчивое лидерство в перечне наиболее чувствительных проблем жителей остается за сферой ЖКХ и состоянием дорог. Прямая линия с Владимиром Путиным еще раз это подтвердила: Саратов был упомянут в числе городов с низким качеством дорог. Да и Дмитрий Медведев мягко назвал их плохими. И с этим не поспоришь.

Действительно, именно в областном центре и ряде крупных городов преимущественно сконцентрированы подобные болевые точки. На Саратов приходится треть населения области и половина всех проблем. Поэтому в приоритете областной центр – и в плане ремонта дорог, и в инфраструктурных преобразованиях, и по направлению урбанистики. В 2015 году в городе начал реализацию масштабный проект «Большой Саратов», направленный на модернизацию системы теплоснабжения областного центра и Энгельса. Подобной работы в регионе не проводилось за всю его 80-летнюю историю. Поэтому муниципальная и региональная власть в равной степени заинтересованы в поддержке и реализации проекта.

Принято решение о передаче в концессию МУПП «Саратовводоканал», что требует от города и области максимально содействовать работе по созданию системы учета и контроля погашения дебиторской задолженности и согласованного взаимодействия с концессионером. При этом задачей власти остается недопущение резкого скачка тарифов. Рост стоимости услуги должен быть неразрывен с повышением качества её предоставления. Важно соблюсти компромисс, учитывающий необходимость модернизации городской системы теплоснабжения, с одной стороны, и снижение уровня доходов населения – с другой.

Упор на качество ставится во главу угла также в строительстве и ремонте городских дорог. Ограниченность средств требует максимально рационального выбора приоритетных участков, жесткого отбора подрядчиков, многоуровневого контроля за выполнением ремонтных работ, включая контроль со стороны населения. На своей прямой линии Владимир Путин сделал акцент на целесообразности внедрения практики контрактов полного цикла, предполагающих ответственность подрядчика на этапах от ремонта до обслуживания. Предложение Президента необходимо учесть, пересмотрев требования к участникам тендеров.

Из текущих тем – актуализация направления урбанистики, о котором мы размышляли весь прошлый год, а на данном этапе получили возможность перейти к реализации идей, тем более эти идеи уже сформулированы нашим партнером – московским институтом «Стрелка», подготовившим свои предложения преобразования исторического центра Саратова и рекреационных зон. Как вы знаете я обсудил с фондом АИЖК возможность выбора Саратова в качестве пилотной территории по отработке модели развития городских пространств. Зона ответственности региональной власти – заведение в хозяйственный оборот земельных ресурсов для их комплексного освоения. Задача города – привлечение инвесторов и конструктивные коммуникации со всеми участниками проекта, и в первую очередь - с населением.

Именно жителям отводится ведущая роль в процессе урбанистики, в создании комфортной общедоступной городской среды, что согласуется с принципами общественного доверия и социального партнерства, определяющими сегодняшнюю повестку.

Интересы государства, общественности как канала обратной связи с населением, бизнеса, который самой своей идеей мотивирован на развитие, сходятся в главной цели - достижении высоких социально-экономических результатов и улучшения имиджа страны и территорий.

Примеры таких объединяющих глобальных национальных проектов у нас есть. Самый яркий из них за последнее десятилетие – Сочинская Олимпиада. Усилия, объединенные при подготовке и проведении Игр, дали колоссальный эффект спаянности.

2015-й год, прошедший под эгидой 70-летия Великой Победы, также показал сплоченность страны и ее народа.

В Саратовской области к 9-му мая было приурочено открытие Музея трудовой славы, ставшего народной стройкой. Мы не устанем повторять, что в этом проекте участвовали все – земляки, трудовые коллективы, общественные объединения, предприниматели, крупный бизнес, депутатский корпус. Горожане и селяне. Вся Саратовская область! Таким образом, музей стал не только хранителем памяти о тружениках тыла и истории наших производственных побед. Но и символом общего дела. Молодежь должна об этом помнить, если мы хотим, чтобы понятие патриотизма как национальной идеи России, имело преемственность.

Текущий год дает не один повод эту преемственность патриотизма укрепить.

Только что Россия отметила 55-летие полета Юрия Гагарина. Юбилей одной победы, ставшей фундаментальной вехой в развитии человечества, продолжился празднованием события, изменившего весь ход цивилизации. В последовательности этих дат есть бесспорная логика. В сложные годы они напоминают, какую энергию могут аккумулировать наши люди, когда объединены общей идеей и целью. И сегодня повышение энергетического потенциала общества, необходимого для ответов на внешние вызовы и внутренние угрозы становится главным условием инновационного развития страны.

Помимо общенационального праздника начала космической эры, массово охватившего всех саратовцев – от школьников до ветеранов и все знаковые площадки, мы широко и содержательно отмечаем 80-летие Саратовской области.

Это связующее событие года - благодатная почва для укрепления регионального патриотизма и обратной связи с населением. Чтобы декларации переплавлялись в реальные процессы, наше каждое решение, как я уже не раз повторял, должно быть понятно жителям и отвечать их потребностям. Мы для того и власть, чтобы слышать чаяния людей. Мы для того и работаем, чтобы способствовать позитивным изменениям в актуальном времени. И сетования на глобальные экономические сложности и хроническую нехватку бюджетных средств не более чем ширма, за которой легко спрятать неспособность к оперативным, тактическим, эффективным действиям. Любую даже сверхсложную капиталоёмкую задачу можно начать решать поэтапно. Пусть с небольшого участка, пусть с километра набережной или одной улицы областного центра. Но делать настолько качественно, чтобы это стало образцом, радовало своим удобством, комфортом и как следствие укрепляло доверие жителей. В год 80-летия региона таких образцов должно быть как можно больше. Условно говоря, 80 лет – 80 дел. Не глобальных затратных проектов, с которыми сегодня действительно сложно, а реально выполнимых дел, работающих на преображение территории и благополучие людей.

В свою очередь система самоуправления граждан должна проявлять себя, начиная с села и заканчивая крупными городами, где вопросы урбанистики и обустройства собственного пространства жизни – дома, двора в равной степени требуют участия всего населения. Только что на одной из дискуссионных площадок Аграрного форума шла речь о том, насколько важно раскрывать потенциал людей, на которых держится село, готовых вносить реальный вклад в развитие своих территорий. Задача – выработать инструменты, позволяющие мотивировать селян и прежде всего молодежь, добиваться жизненного успеха на своей малой родине.

К этой теме мы постоянно возвращаемся, но почему-то по-прежнему можно видеть одну и ту же картину. Два рядом стоящих высотных дома, один из которых с детской площадкой, пешеходными дорожками, ухоженным палисадником, а тем, кто живут напротив в облупленных стенах не закрывающихся подъездов, проще кидаться тухлым луком в окна соседей, чем собраться и начать благоустраивать собственный двор. Я это не придумал. Съездите, например, в поселок Юбилейный, и вы увидите этот контраст. По Саратову их сотни. Я прекрасно понимаю, что подобные рассуждения уже стали общим местом. Но чтобы сознание людей реально менялось, нужны гражданские активисты локальных групп, способные собрать, объединить, мотивировать и организовать. Выявлять их не надо, на то они и активисты. Просто такие практики нужно тиражировать и показывать. И это уже дело власти на местах, дело общественников. Об этом я говорю в контексте 80-летия области не случайно. Этот праздник должен перепрограммировать всех нас, запустить новый временной отсчет. Наша область, свой район, родное село, собственный дом – понятия одного порядка. И когда мы проникаемся ощущением своей малой родины не абстрактно, а через понимание, насколько она уникальна и красива, сколько судеб великих соотечественников оставили здесь свою энергетику, тогда и начинаем гордиться. Тогда не допускаем мысли променять это место на другое, ставим целью максимально взять отсюда полезного, ценного и задумываемся об отдаче. Личной отдаче. Поэтому сегодня всем нам одинаково важно быть просветителями, во всех доступных форматах доносить до людей всё лучшее о своем крае, а в каждодневной работе объективно фиксировать и показывать жителям в режиме реального времени, что для них делается. Несколько лет назад общественно-политическая повестка в области начала строиться на принципе консолидации. Само понятие содержательно ёмкое, а процесс длительный. Это не только объединение ради общей цели, это взаимодействие ради объяснения, понимания и преобразования реальности, солидарность людей в их повседневной жизни. В юбилейный год и общее понимание всех происходящих процессов, и маршрут преобразований должны принять видимые очертания и стать отправной точкой наших общих дальнейших действий.

Одна из главных задач сопоставимая с задачей выхода на устойчивое экономическое развитие - стать регионом с выраженным трендом. Совместно его сформулировать, обосновать и продвигать.

Несколько лет назад автор одной из научных статей, посвященной регионам, включил нашу область в число субъектов с неопределенным трендом. У социологов, бесспорно, свои критерии. Но…

Как может регион не иметь выраженного тренда, если он первым дал газ Москве? Если здесь был построен и до сих пор вырабатывает тепло один из первых энергетических объектов в СССР – Саратовская ГРЭС? Если на его территории добывается нефть и производится бензин, если мы делаем аккумуляторы, которые используются даже на космических кораблях? Может ли область с мощной гидроэлектростанцией и крупнейшей в России атомной станцией не иметь выраженного тренда? Может, если мы не определим свое место в индустриальном ландшафте страны. Нельзя довольствоваться статусом региона с высоким потенциалом и богатыми традициями, не переводя их в экономический рост и инновационный капитал. Не имеет право быть безликим сообщество, корнями и судьбою связанное с революционером Чернышевским, реформатором Столыпиным, Юрием Гагариным, с первым в стране нобелевским лауреатом по химии Семёновым, с ведущими современными политиками федерального уровня и яркими личностями в масштабе страны. Поэтому вопрос, на чем строить своё позиционирование, остается актуальным, открытым и переходит в ранг неотложных задач. Кстати, у нас появилась уникальная возможность заявиться со своими брендами на всю страну, дойти буквально до каждого жителя России, стать узнаваемыми. На днях Центробанк анонсировал выпуск новых банкнот номиналом 200 и 2000 рублей. По словам главы банка Эльвиры Набиуллиной, на новых дензнаках, согласно традиции, будут изображены символы российских городов. Среди населения пройдет кампания по выбору территории, достойной представлять нашу национальную валюту. Не сомневаюсь, что конкуренция будет высокой и претендентов окажется немало. И здесь должен себя проявить региональный патриотизм. Уверен, победит тот город, та область, жители которой массово примут участие в открытом голосовании. У нас, саратовцев, немало брендов, передающих не только местный колорит, но и символизирующих достижения всего российского народа. И очень хотелось бы, чтобы шанс был использован и все земляки включились в борьбу за продвижение региона.

Если с социально-экономическими трендами, как я сказал выше, не всё определено, то с политическими – ясность и понимание есть. В сентябре 2016 года нас ждут выборы в Государственную и городскую думы.

В первом случае важно сохранить квалифицированное представительство региона в высшем органе законодательной власти страны. На примере действующих депутатов от Саратовской области мы видим, какую поддержку они оказывают, отстаивая наши интересы на федеральном уровне. Многое бы не получилось, не будь в числе авторитетного большинства парламента Николая Панкова, Ольги Баталиной и их коллег-саратовцев. Люди такого уровня доверия избирателей и должны представлять наш регион. Уверен, так и будет, учитывая, что ставка делается на конкурентность, открытость и честность грядущей кампании. Обеспечить все названные условия – зона ответственности местных органов власти. «Главное не проценты, а доверие к ним. Результат важнее, чем экстремально высокие проценты, но с применением методов административного давления». Этот призыв Вячеслава Володина выражает суть предстоящей борьбы за голоса населения.

Такие же задачи транслируются на уровень муниципальных выборов, где борьба будет жестче, поскольку они максимально приближены к людям. Через городское собрание проходят ключевые запросы, направленные на благоустройство территорий, на решение целого массива проблем жилищно-коммунального хозяйства, дорожной и транспортной инфраструктуры. От того, какими темпами будут они решаться, зависит социальное благополучие людей, привлекательность областного центра и имидж всего региона. Уважаемые коллеги-депутаты. Спасибо вам за поддержку. Команда исполнительной власти ощущала её весь прошедший год. Спасибо жителям за доверие и понимание. И продолжаем работать.

Декабрь 2017

27

27 Декабрь 2017

28

28 Декабрь 2017

29

29 Декабрь 2017

30

30 Декабрь 2017

1

1 Декабрь 2017

2

2 Декабрь 2017

3

3 Декабрь 2017

4

4 Декабрь 2017

5

5 Декабрь 2017

6

6 Декабрь 2017

7

7 Декабрь 2017

8

8 Декабрь 2017

9

9 Декабрь 2017

10

10 Декабрь 2017

11

11 Декабрь 2017

12

12 Декабрь 2017

13

13 Декабрь 2017

14

14 Декабрь 2017

15

15 Декабрь 2017

16

16 Декабрь 2017

17

17 Декабрь 2017

18

18 Декабрь 2017

19

19 Декабрь 2017

20

20 Декабрь 2017

21

21 Декабрь 2017

22

22 Декабрь 2017

23

23 Декабрь 2017

24

24 Декабрь 2017

25

25 Декабрь 2017

26

26 Декабрь 2017

27

27 Декабрь 2017

28

28 Декабрь 2017

29

29 Декабрь 2017

30

30 Декабрь 2017

31

31 Декабрь 2017