Выступление Губернатора В.В. Радаева на пленарном заседании областного совещания работников образования «Образование в Саратовской области: маршруты инновационного развития»

20.08.2015
5924

20 августа 2015 г., лицей №15

Уважаемые участники совещания, педагоги, ветераны системы образования!

Рад приветствовать всех, чей труд связан с благородной миссией – учить и воспитывать детей.

Лето, как всегда, пролетело незаметно, и до начала нового учебного года счет уже пошел на дни. Как говорят военные, объявлена готовность номер один.

Вопросы развития инноваций в сфере образования, поднятые в ходе сегодняшнего совещания, в последние годы приобретают значение не меньшее, чем вопросы, связанные с развитием инфраструктуры, строительством новых учреждений, оснащением их предметными кабинетами, компьютерами, интернетом.

Причем главная цель инноваций в образовании - выработать уверенность ребенка в себе, своих силах. Переломить авторитарность в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ученика на одну ступень с собой, смогли дать ему возможность быть активным участником образовательного процесса.

Убежден, что современная школа должна быть направлена не только на решение задач обучения подрастающего поколения. Спросите родителей, чего они хотят для своих детей. Конечно же, чтобы ребенок был успешным. А знание математики и литературы – только часть успешности.

Образование должно обеспечивать физическое и нравственное здоровье детей, их социализацию. Как сказал Президент Владимир Путин, «миссия школы — задавать ценности и ориентиры. А учитель должен учить отличать правду от лжи, вырабатывать жизненную позицию». Чрезвычайно важно научить детей жить в обществе, социуме. Помочь ребенку выбрать будущую профессию.

Радует, что векторы развития региональной системы образования, обсуждаемые на совещании, отвечают этим тенденциям.

Важно, что при таком подходе развиваются различные модели взаимодействия с высшей школой. На примере лицея, где мы сейчас находимся, мы могли наглядно убедиться, как можно эффективно наладить эту работу, определив для каждого старшеклассника индивидуальные образовательные маршруты.

Здесь успешно действуют школы молодого экономиста, бизнесмена, ученические суды, проводятся инженерные уроки. И результат не заставляет себя ждать – свыше 90 процентов выпускников ежегодно поступают в вузы. Считаю, что опыт и наработки лицея нужно активно тиражировать.

Не менее важно теоретические знания совмещать с практическим применением. Опыт показывает, что лучшим авиаконструктором или инженером становится тот, кто в детстве делает модели самолетов, занимается робототехникой. Когда ребенок клеит самолет, он задумывается, почему профиль крыла именно такой. Проектируя модель, он охотнее изучает физику и математику. Все это надо учитывать, вырабатывая направления развития региональной системы образования. Полезным будет организация и развитие сети научно-технических кружков. Они должны быть в каждой городской и сельской школе.

Тем более, что в области успешно работает Ассоциация центров молодежного инновационного творчества. Нужно только, чтобы школы активнее налаживали сотрудничество с этой организацией.

Еще одна неотъемлемая задача школы - воспитать гражданина, патриота. Текущий год особый для каждого жителя страны - год юбилея Великой Победы. Мероприятия, посвященные знаменательной дате, в области начались задолго до 9 мая. Учреждения образования активно включились в процесс, стали одним из центральных звеньев программы празднований. Я часто выезжаю в районы, посещаю школы и вижу, как строиться работа с учащимися. Как учителя, классные руководители вовлекают детей в патриотические акции, формируют поисковые отряды. За это вам огромное спасибо. Сегодня важно не дать поднятой патриотической волне потерять силу.

2015-й год, также объявлен Президентом России Годом литературы. Я уже не раз говорил о том, что в череде мероприятий нельзя забывать о саратовских авторах. У нас есть и классики, и писатели-фронтовики, и современные прозаики и поэты. Дети должны знакомиться с их творчеством, вместе с учителями устраивать презентации их книг, проводить тематические вечера, участвовать в творческих конкурсах.

В следующем году мы отпразднуем 80-летие образования Саратовской области. И здесь школа должна также заявить о себе масштабной патриотической работой с воспитанниками.

Хорошим подспорьем в этой работе должно стать изучение инновационного учебного пособия «История Саратовского Поволжья», разработанное в рамках реализации на территории области историко-культурного стандарта.

По моему мнению, краеведение это тот предмет, который должен знать каждый учитель, независимо от специализации. И передавать знания ученикам. Иначе региональный патриотизм не взрастить. О какой любви к родной земле может идти речь, если мы не знаем, в честь кого названы улицы в наших городах и селах, не помним какие стройки прошли в наших районах, не имеем понятия, какие открытия совершили наши земляки. Восьмидесятилетие области – отличная возможность заполнить все пробелы.

Хочу напомнить об открывшемся 9 мая на Соколовой горе Музее трудовой славы Саратовской области. В нем сконцентрирован трудовой подвиг жителей и предприятий всего региона, каждого района. Убежден, что посещение музея будет полезно подрастающему поколению. По большому счету, на молодую смену мы и ориентировались, когда задумывали строительство. Поэтому экскурсии в музей должны стать частью плана каждого класса. Я прошу министерство образования совместно с подведомственными учреждениями проработать вопрос посещения музея школами области.

Далее. В наступающем учебном году должна быть продолжена реализация мер по повышению эффективности и качества всей системы образования. От перехода учреждений дошкольного образования на новые образовательные стандарты и обеспечения его доступности до развития сети инновационных структур профессионального образования – многофункциональных центров прикладных квалификаций.

В отношении развития профобразования отмечу, что экономике области особенно нужны высококвалифицированные рабочие и специалисты. Есть предприятия, которые активно участвуют в подготовке кадров для себя. В Энгельсе действует единственный в области образовательный кластер по модели «техникум - предприятия школа-вуз». Такой подход позволяет эффективно решать сколько, кого и как надо готовить, где и чему обучать. Подобные направления работы прописаны в «дорожных картах», их надо развивать.

Безусловно, центральной фигурой всех инноваций в системе образования остается педагог. Даже если все наши школы будут суперсовременными с бассейнами, интерактивными кабинетами, скоростным интернетом, но со слабыми учителями, то слабым будет и образование. Поэтому необходима постоянная подготовка и переподготовка кадров, привлечение в образовательные учреждения молодых специалистов, методическая поддержка учителей.

Отрадно, что с этого года к вопросам внедрения новых образовательных технологий подключается Ассоциация молодых педагогов Саратовской области – это более 2 тысяч инициативных молодых людей, пришедших в образование с желанием сделать его лучше. Такой ресурс мы обязаны использовать.

На сегодняшний день в регионе более 45 тысяч педагогов. Тот факт, что у нас есть прекрасные директора, талантливые учителя и сильные образовательные учреждения доказывают ежегодные победы на всероссийских конкурсах.

Шесть общеобразовательных учреждений области вошли в топ «500 лучших школ России». Это гимназия № 1, лицей гуманитарных наук, лицей прикладных наук, физико–технический лицей, гимназия № 1 и лицей №1 г. Балаково. При этом физико–технический лицей вошел в топ 25 лучших школ страны.

Студенты Саратовского государственного университета - неоднократные победители Чемпионатов мира и Европы по программированию. Команды технического университета завоевали право представлять нашу страну на Международном финале соревнований по робототехнике. Студенческое телевидение юридической академии получило Гран-при Всероссийского фестиваля «Студенческая весна-2015».

Все это реальное доказательство того, что инновационный потенциал региональной системы образования позволяет ставить и решать самые амбициозные задачи.

Уважаемые участники совещания!

В завершение выступления я хочу сказать еще несколько слов о педагоге. В наше время учитель, как и десять, двадцать, сто лет назад – человек уважаемый, пользующийся авторитетом не только у воспитанников и их родителей, но и среди жителей населенных пунктов, где он работает. К мнению учителя прислушиваются земляки, его советами дорожат. Не случайно практически в каждом муниципальном Собрании, в числе депутатов есть учителя.

Как сказал известный английский политик, школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. С этим трудно не согласиться. Учитель – это проводник государственной политики, ускоритель общественного прогресса.

Власть всех уровней прекрасно это осознает и всячески поддерживает педагогов. Вы ощущаете эту поддержку в увеличившейся за последние годы зарплате, переоснащении и ремонте школ, в модернизации всей системы образования.

Работа эта будет продолжаться.

Поздравляю всех с наступающим новым учебным годом. Крепкого вам здоровья, терпения, благополучия в семьях, новых успехов и достижений в вашей не легкой, но благородной деятельности!

Октябрь 2017

25

25 Октябрь 2017

26

26 Октябрь 2017

27

27 Октябрь 2017

28

28 Октябрь 2017

29

29 Октябрь 2017

30

30 Октябрь 2017

1

1 Октябрь 2017

2

2 Октябрь 2017

3

3 Октябрь 2017

4

4 Октябрь 2017

5

5 Октябрь 2017

6

6 Октябрь 2017

7

7 Октябрь 2017

8

8 Октябрь 2017

9

9 Октябрь 2017

10

10 Октябрь 2017

11

11 Октябрь 2017

12

12 Октябрь 2017

13

13 Октябрь 2017

14 15

15 Октябрь 2017

16

16 Октябрь 2017

17

17 Октябрь 2017

18

18 Октябрь 2017

19

19 Октябрь 2017

20

20 Октябрь 2017

21 22

22 Октябрь 2017

23

23 Октябрь 2017

24 25

25 Октябрь 2017

26

26 Октябрь 2017

27

27 Октябрь 2017

28

28 Октябрь 2017

29

29 Октябрь 2017

30

30 Октябрь 2017

31

31 Октябрь 2017

1

1 Октябрь 2017

2

2 Октябрь 2017

3

3 Октябрь 2017

4

4 Октябрь 2017

5

5 Октябрь 2017