Выступление Губернатора В.В. Радаева на расширенном заседании Правительства Саратовской области

05.02.2015
8822

5 февраля 2015 г., Большой зал

Вступительное слово Губернатора области В.В.Радаева

"Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодняшнее заседание Правительства проводится не только в расширенном составе, но и с использованием коммуникаций прямого вещания и обратной связи с населением области. Земляки могут наблюдать за нашей с вами работой и имеют возможность принять в ней участие. Такой уровень открытости продиктован самой повесткой, посвященной главной теме в масштабах страны и области – принимаемым антикризисным мерам и резервам роста, которые были созданы в регионе в прошлом году.

Я уже не раз упоминал о том, что на современном этапе для нас, как никогда, важен общественный диалог, основанный на достигнутой консолидации всех ветвей и уровней власти. И сегодня есть очередной и, без сомнения, важный повод для проверки этой модели в действии. В нынешних крайне сложных экономических и внешнеполитических условиях усилий власти без активного участия населения явно недостаточно. Поэтому новым форматом сегодняшнего заседания Правительства ограничиваться мы не будем. Считаю, что включённость граждан, экспертных и общественных групп в оперативную работу органов власти всех уровней должна отныне стать нормой.

На прошлой неделе был принят и представлен Государственной Думе «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Именно так называется разработанный федеральным Правительством основной документ, на который мы будем опираться. Также на прошлой неделе я принял участие в ежегодном семинаре для региональных руководителей, проводимом Администрацией Президента. Весь пласт информации, естественно, был сконцентрирован вокруг неотложных задач, направленных на устойчивость отечественной экономики и роли регионов.

Как известно, антикризисная программа будет работать по трем приоритетным направлениям: это активизация экономического роста путем стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса; поддержка стратегических отраслей экономики; обеспечение социальной стабильности, в том числе за счет недопущения необоснованного роста цен на продукты и лекарства, а также мероприятий в сфере занятости. Естественно, за каждым из трех пунктов стоит целый комплекс конкретных мер, таких как импортозамещение, поддержка банковской системы и аграрного сектора, адресная помощь незащищенным группам населения, работа над повышением конкурентоспособности отечественной продукции. Все эти меры подкреплены серьезными финансовыми ресурсами государства. При этом антикризисный план предусматривает сокращение на 10% бюджетных расходов, что обязывает и регионы к принятию соответствующих решений.

Хочу обратить особое внимание на то, что переформатирование приоритетов согласно текущей обстановке не освобождает власть от реализации майских указов Президента, не снижает уровень социальной ответственности государства перед населением. Как подчеркнул Президент Владимир Путин, выступая на семинаре для глав регионов, - «новые вызовы не отменяют наших обязательств перед гражданами, ради них мы работаем».

На семинаре большое внимание было уделено самой методике работы в кризисных условиях. Причем работы не только глав регионов, но и всей вертикали вплоть до низового уровня. Опять процитирую Президента: «Планы действий в регионах должны быть предельно конкретными и прозрачными. Региональные и муниципальные власти должны действовать в одной повестке. Нужны четкие, измеримые ориентиры и показатели. В планах должны даваться ясные ответы на вопрос, как будут достигаться поставленные цели».

Поэтому, уважаемые коллеги, когда мы будем заслушивать докладчиков с их наработками и предложениями, призываю обращать внимание на реалистичность целей. Главный критерий эффективности региональной антикризисной стратегии - достижимость результатов.

Между тем, не будем забывать известную мудрость: чтобы попасть в цель, надо метить чуть выше. Поэтому я рассчитываю на профессионализм команды регионального Правительства, которая за годы нашей совместной работы научилась соблюдать баланс между возможностями и амбициями. Люди ждут от нас твердых решений и уверенных действий. Градус доверия власти по-прежнему высок. Как показал последний опрос института социологии РАН, исследующий настроение общества, наши граждане пока настроены оптимистично и поддерживают государственную политику. Позитивные оценки состояния российской экономики преобладают над негативными. 80% опрошенных готовы отказаться от импортных продуктов ради укрепления отечественного рынка. Почти 70% считают, что Россия должна быть великой державой, то есть иметь развитую современную экономику и высокий уровень благосостояния граждан.

Высокая степень доверия населения обязывает нас, представителей органов власти, преобразовать эту энергию в практические действия, работать с жителями в одной сцепке и делить ответственность.

Помимо настроя людей прибавляют оптимизма и итоги прошлого года. В региональной экономике за счет объективных успехов созданы так называемые отраслевые «подушки безопасности», которые, уверен, смогут нивелировать влияние кризисных явлений.

В 2014 году в реальном секторе реализовано 18 крупных инвестпроектов с общим объемом инвестиций свыше 53 млрд. рублей. В их числе 6 современных заводов, суммарный объем производства которых при выходе на проектную мощность составит около 19 млрд. руб. в год. Создано более 1800 новых рабочих мест, в бюджет области поступило свыше 1 млрд. рублей.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса остаются локомотивом развития обрабатывающих производств Саратовской области. Рост выполняемого ими объема гособоронзаказа в прошлом году превысил 120%. Прогноз на 2015 год остается благоприятным: консолидированный объём государственного заказа, размещаемый на предприятиях ОПК, увеличит этот показатель еще на 15%.

Строительный сектор, который наиболее чувствителен к кризисным явлениям, за прошлый год набрал обороты и, хочется верить, тем самым застраховал себя от негативных тенденций на среднесрочную перспективу. Прирост в расчете на душу населения составил 16%.

Для нас крайне важен социальный аспект, связанный с доступностью жилья. За счет сокращения издержек в рамках развития комплексной микрорайонной застройки мы в прошлом году в 3 раза увеличили объемы строительства жилья экономкласса. Из введенных 1,5 млн. кв.м. свыше 400 тысяч – это именно доступное жилье.

Эффективное сотрудничество с Фондом РЖС, использование механизмов государственно-частного партнерства позволяют нам успешно вести комплексное строительство в микрорайоне Солнечный-2. Это объект регионального значения, дающий основной объем жилья экономкласса. Попутно, в рамках ГЧП, мы решаем и проблему социального жилья. Участие в госпрограмме «Жилье для российской семьи», рассчитанной до 2017 года, ввод в хозоборот большого числа площадок должны сохранить активность на строительном рынке области и в стройиндустрии.

Хочу подчеркнуть: меняя структуру жилья и ценовые ориентиры, создавая лучшую в России практику микрорайонной застройки, мы следуем выбранному приоритету – доступности и качеству вводимого жилья. Самое главное – сохранить набранные темпы, продолжать использовать все имеющиеся государственные механизмы стимулирования строительства жилья экономкласса.

Отдельно хотел бы остановиться на аграрном секторе, роль которого как регулятора социальной стабильности велика не только в кризис, а в кризис - тем более. Рекордный урожай прошлого года, сверхобеспеченность области по целому ряду позиций, таких как хлебная продукция, макаронные изделия, крупы, растительное масло, овощи, колбасы, яйцо, - при текущей рыночной конъюнктуре повышают финансовую устойчивость товаропроизводителей, их конкурентоспособность, что в долгосрочной перспективе обеспечивает стабильность сельхозпроизводства, сбалансированность нашего продовольственного рынка и, в конечном итоге, решение стратегической задачи – обеспечение продовольственной безопасности страны.

В масштабах России агропромышленный сектор региона является активным участником процесса импортозамещения. Что это значит для отрасли? Прежде всего, то, что АПК, обеспечивая экономическое развитие страны и региона, остается сектором повышенного внимания государства, гарантом занятости сельского населения.

Поэтому у нас есть реальные предпосылки сохранить стабильную работу отрасли в 2015 году. Конкурентоспособность местной продукции позволяет товаропроизводителям осваивать освободившиеся после эмбарго рынки и наращивать экспорт, который в сложившихся условиях - важный фактор кризисоустойчивости. При благоприятной общей тенденции хочу пожелать нашей пищевой и перерабатывающей промышленности не сбавлять темпов, а министерству сельского хозяйства области напоминаю о необходимости максимального привлечения федеральных средств на финансирование регионального сельского хозяйства, учитывая приоритетность государственной поддержки мясного и молочного скотоводства.

Теперь о ценах на продукты. Рост продолжается, такова общероссийская тенденция. Но на фоне других регионов, в том числе соседних, мы выглядим не худшим образом. И это последствия системной работы по минимизации издержек сельхозпроизводителей, продолженной в прошлом году. Развитие логистики, кооперационных связей, расширение присутствия местной продукции в сетевых магазинах – все эти меры дали результат. По стоимости минимального набора продуктов питания наша область до сих пор лидировала в ПФО и занимала второе место в Российской Федерации. Эти позиции надо сохранить. Еще раз повторю – у региона есть для этого немало предпосылок. В целях стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо продолжить работу по созданию благоприятных условий для продвижения местной продукции на потребительском рынке области. Это и развитие собственной торговой сети предприятий АПК, и регулярное проведение сельскохозяйственных ярмарок в Саратове и всех муниципальных районах, стабильная работа сельхозрынков. В прошлом году начал работу новый сельхозрынок в пос. Солнечный. Определяется площадка под строительство еще одного сельхозрынка в Заводском районе. Эти направления мы ведем и за них отвечаем.

Постоянный мониторинг цен, точечная работа с местными производителями и поставщиками, межведомственное взаимодействие с контролирующими органами - прокуратурой, ФАС, Россельхознадзором, Роспотребнадзором, любые формы обратной связи с населением, в том числе через общественный контроль – естественно, по всем этим позициям работа будет усилена и продолжена. И что бы ни говорили некоторые экономисты о том, что в условиях рынка сдерживание роста цен невозможно, как должностное лицо, отвечающее за благополучие более 2,5 миллионов населения, скажу – возможно, если этот рост вызван стремлением воспользоваться ситуацией, желанием нажиться на земляках, разгулом спекуляции. Такие тенденции будут пресекаться всеми возможными способами. И консолидация всех ветвей власти нам в этом также поможет.

Итоги 2014 года, от которых мы отталкиваемся, безусловно, стоят того, чтобы на них рассчитывать. Но, тем не менее, прошу вас, уважаемые коллеги, сосредоточить свое внимание не на достигнутых успехах, а на том, что делать. Вопрос нашего великого земляка Николая Чернышевского, уверяю вас, в этом году мы будем задавать себе постоянно. И оперативно находить на него ответ. По-другому не получится.

И еще. Прежде чем передать слово докладчикам, хочу напомнить, что в области сформирована комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, куда входят представители органов государственного управления, общественных организаций, банковского сектора, руководители крупных компаний и предприятий региона. Несмотря на рекомендации федерального центра возложить руководство комиссией в субъектах федерации на зампредов, я счел необходимым лично возглавить вновь образованную структуру, отвечающую за оперативное планирование и реагирование. Не потому что не доверяю своим заместителям, а потому что убежден: за ситуацию в регионе в целом - отвечает первое лицо. Готов взять на себя персональную ответственность и не сомневаюсь, что каждый руководитель на своем участке, в своем муниципалитете сделает то же самое.

От нас с вами требуется, согласно очень точному определению Президента, «проектная инициатива». То есть мы должны не предугадывать кризисные явления, а упреждать их. Жить в логике ожидания или по принципу война план покажет сейчас неприемлемо. Но любая проектная инициатива, хочу это подчеркнуть, - не умозрительные выводы и прогнозы, а реальные цифры и расчеты. Точное понимание того, каким будет результат в случае тех или иных решений. Это проверка на профессионализм и компетентность. Кризисные явления и способность региональной команды с ними справиться - это и проверка прочности той платформы, которую мы создавали несколько лет под эгидой консолидации.

За каждое оперативно принимаемое решение мы с вами отвечаем перед людьми. Поэтому, как говорили наши предки, - или грудь в крестах, или голова в кустах. Уже сейчас в ваших выступлениях, уважаемые участники заседания, должны прослеживаться четкая логика и конкретика, ясность и объективность, глубокое знание процессов и механизмом, вершки которых мы все сегодня пожинаем. Вас слушают не только коллеги, но и население, те, для кого мы работаем. Люди хотят быть уверенными в завтрашнем дне и понимать, откуда эту уверенность черпать. Кстати, слово «кризис», спустя 5 лет опять вернувшееся в государственный лексикон, на русский язык переводится как поворотный пункт. Но поворот - это не конец движения. Как в него мы будем вписываться, - давайте обсудим. Предлагаю начать работу заседания".

Заключительное слово Губернатора области В.В.Радаева

«Сегодня вам был представлен результат большой работы, проделанной ключевыми блоками регионального Правительства. Мы смогли ознакомиться с самыми успешными муниципальными практиками, увидели, как в общем и целом выглядит антикризисный план Саратовской области с учетом наших особенностей, потенциала, точек роста и общефедерального курса. На этом работа над планом не завершается.

За время заседания на прямую линию пришло 75 звонков от наших жителей. Большинство из них касаются роста цен на социально значимые товары, тарифы ЖКХ, работу коммунальных служб и транспорта. Это проблемы не сегодняшнего дня, другое дело, что в период нестабильной экономической ситуации они обостряются и больнее бьют по нашим гражданам. Поэтому отвечать на все поступившие вопросы мы будем адресно, персонально, и выстроенная сегодня коммуникация с населением не должна стать формальностью. Уверен, подобная общественная активность с каждым днем будет только нарастать. Как я уже говорил, это нормальный процесс и, цитируя Президента Владимира Путина, повторю: «зрелость современного руководителя, добавлю от себя – региональных и муниципальных команд – в умении выстраивать эффективные отношения и с жителями, и с коллективами, и с институтами гражданского общества». Представители всех названных групп здесь сегодня присутствуют.

В рабочем порядке хотел бы обзорно коснуться основных пунктов, которые обязательны к исполнению в сложившихся социально-экономических условиях и которые необходимо учесть при доработке регионального антикризисного плана. План, согласно поручению Правительства Российской Федерации, должен быть утвержден до 15 февраля текущего года.

Всем органам исполнительной власти поручаю проработать вопрос оптимизации расходов бюджета не менее чем на 5 % с учетом приоритетности. Принимая во внимание сокращение расходов из федерального бюджета на реализацию госпрограмм, поручаю рассмотреть с федеральными министерствами вопросы финансирования программ с максимальной мобилизацией средств федерального бюджета на ключевые направления.

Министерству промышленности и энергетики до 1 апреля текущего года разработать программный документ развития промышленности на среднесрочную перспективу.

Министерствам сельского хозяйства и промышленности поручаю разработать Планы развития индустриальных парков и кластеров по целевым сегментам. Такая модель на сегодняшний день наиболее жизнеспособная, несущая в себе потенциал развития.

По поручению главы государства с 2012 года Агентством стратегических инициатив на территории страны реализуется Национальная предпринимательская инициатива «Улучшение инвестиционного климата в РФ», включающая проекты предпринимателей по упрощению и удешевлению процедур ведения бизнеса. С внедрением инвестиционного стандарта и стандарта развития конкуренции Саратовская область существенно продвинулась – на федеральном уровне наш опыт рекомендован для использования регионами в числе лучших практик. Но процесс внедрения «дорожных карт» по повышению доступности энергетической инфраструктуры, совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в строительстве застопорился. В связи с этим поручаю минпрому и министерству строительства и ЖКХ детально отработать такое важное направление, как сокращение издержек и сроков получения разрешительной документации для бизнеса.

Министерству сельского хозяйства поручаю усилить взаимодействие с производителями сельхозпродукции и продовольствия по формированию отпускных цен на основные продукты питания.

Кроме того, учитывая значительную долю в производстве основной сельхозпродукции малых форм хозяйствования, необходимо более детально рассмотреть возможности ее сбыта, в том числе путем использования потенциала системы потребкооперации.

Также предлагаю более активно начать развивать альтернативные направления торговли, в частности, рассмотреть возможность организации в крупных населенных пунктах нестационарных объектов по торговле продуктами питания.

Поручаю министерству сельского хозяйства вести системный мониторинг хозяйств и уровня самообеспеченности районов. Думаю, не надо объяснять, что из самообеспеченности районов складывается самообеспеченность региона в целом.

Также поручаю минсельхозу координировать и курировать разработку каждым муниципальным районом его программы по импортозамещению.

Министерству экономического развития и инвестиционной политики поручаю максимально использовать все механизмы по обеспечению доступности кредитных ресурсов, предусмотренные на федеральном уровне для предприятий реального сектора экономики.

Поручаю отработать имеющийся «инвестиционный портфель» области с учетом изменившейся ситуации с ежедневным сопровождением каждого проекта.

Поручаю минэкономики учесть в разрабатываемом документе и вывести в одно из приоритетных направлений меры поддержки быстро окупаемых проектов малого бизнеса, в том числе сферу социальных услуг.

Обращаю внимание министерства еще на один очень важный пункт. В соответствии с антикризисным планом Правительства РФ регионы будут наделены правом самостоятельно регулировать налоговую нагрузку на бизнес. В связи с этим поручаю ведомству во взаимодействии с муниципалитетами провести глубокий анализ потенциального влияния каждого шага по либерализации налогообложения на формирование доходной базы как областного, так и муниципального бюджетов. Здесь надо действовать взвешенно.

Прошу всех руководителей министерств учесть то обстоятельство, что антикризисный план Правительства РФ подразумевает выход дополнительных подзаконных актов, предусматривающих меры господдержки. Реагировать на эти возможности необходимо максимально оперативно. Промедление – значит потери. А это непозволительная роскошь даже в более благоприятное время.

Внимание руководителей местных администраций обращаю на то, что в сложившихся условиях каждый из вас выступает фактически антикризисным менеджером. Для повышения эффективности работы важно ввести систему кураторства всех имеющихся на территории муниципалитета предприятий и в ежедневном режиме проводить мониторинг ситуации. В зоне повышенного внимания должны находиться два вопроса: объемы производства и ситуация с трудовой занятостью. Социальная стабильность муниципальных территорий – залог социального здоровья региона. Как подчеркнул Вячеслав Викторович Володин в своем выступлении перед региональными руководителями, «жизнь страны нужно налаживать с муниципального уровня». В свою очередь «главы должны анализировать лучшие муниципальные практики, учиться применять новые политические инструменты». Хочу заострить внимание всех присутствующих руководителей на том, что сегодня от нас с вами помимо умения решать социально-экономические вопросы требуется создание совершенно новых моделей общественных коммуникаций. Индикаторы качества жизни, социального благополучия находятся не только в плоскости реальных доходов граждан, но и в их возможности влиять на ситуацию. И мы эту возможность обязаны населению предоставить.

Для стимулирования работы глав Правительству области поручаю вести ежемесячный рейтинг муниципальных районов с опубликованием результатов на официальном сайте для оценки эффективности их работы, в том числе по реализации положений Муниципального инвестиционного стандарта, борьбе с теневой занятостью, использованию муниципального имущества. Открытость – одно из условий совместной работы по выполнению антикризисного плана. И этот принцип должен работать на всех уровнях власти.

Уважаемые коллеги.

Создавая модели дополнительной устойчивости по наиболее чувствительным в непростых экономических условиях направлениям, мы должны с той же настойчивостью и готовностью использовать перспективы, наметившиеся в более благоприятный период. Я имею в виду мегапроекты региона, которые сложились за последние два-три года. Вокруг них формируется наш главный инвестиционный портфель, на них мы продолжаем делать ставку. Нельзя забывать о проектах имиджевых, которые делают узнаваемой Саратовскую область, а значит - привлекательной для потенциальных инвесторов.

В 2015-ом и последующих годах на территории региона продолжат реализацию 56 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций свыше двухсот тридцати миллиардов рублей. Их реализация даст области более 13 тысяч новых рабочих мест.

Не могу не отметить, что, несмотря на изменение экономической ситуации не в лучшую сторону, ни один инвестор не отказался от реализации проекта в Саратовской области. Свои активы мы сохраняем благодаря работе с партнерами в ежедневном ручном режиме, оперативно решая любые их текущие проблемы.

Не буду перечислять все мегапроекты, кратко напомню о тех, отдача от которых уже поддаётся конкретному измерению. Например, аэропортовый комплекс. Реализация проекта в 2017-м году даст более шестисот рабочих мест, выведет на совершенно новый уровень транспортную инфраструктуру региона, многократно улучшит деловой климат и активность бизнеса. Я уже не говорю о новом уровне комфорта и возможностях для пассажиров.

В текущем году будет завершено строительство «Энгельсского локомотивного завода». С точки зрения отраслевой значимости это предприятие ориентировано на всю Россию и страны СНГ. Шесть миллиардов рублей - общий объем инвестиций. Тысяча высокооплачиваемых рабочих мест. Конкурентоспособное производство, соответствующее мировым стандартам.

Мной подписано соглашение с российской компанией «ИН-Инвест Групп» по созданию агротехпарка «Саратовский» в Советском районе. Проект, реализация которого начнется в 2015 году, рассчитан на 8 лет. В итоге область получит мегакомплексы молочного и мясного производства с сопутствующей социально значимой инфраструктурой, 5 тысяч новых рабочих мест, почти 18 миллиардов рублей инвестиций.

Завод по производству гидротурбинного оборудования «Русгидро», который войдет в строй в Балаково в следующем году, даст области не только двести рабочих мест, но и целую новую отрасль тяжелого машиностроения. А запуск его станет толчком для модернизации всего энергетического комплекса страны.

Вы видите, уважаемые коллеги, с каким размахом мы входим в новую экономическую реальность. А значит, пороху должно хватить, прорвемся! Тем более, помимо названных мегапроектов у нас будет реализовано строительство частной дороги, соединяющей Западный Китай и Европу; парка на землях НИИ Юго-Востока, который решит актуальные вопросы урбанистики; делового выставочного комплекса в областном центре; нескольких современных спортивных объектов. Как видите, гарантийный запас прочности у области велик. Все проекты, о которых я сказал, должны стать хребтом региональной экономики. Если намеченные соглашения будут выполнены, Саратовская область к 2020 году станет современной территорией, успешные практики которой будут брать на вооружение не только соседи.

Уважаемые коллеги.

Прошедшие на прошлой неделе встречи с Президентом Владимиром Путиным, Председателем правительства Дмитрием Медведевым, первым заместителем руководителя Администрации Президента Вячеславом Володиным дали единый вектор работы для всех нас. Вначале я уже об этом сказал, повторю еще раз. Это четкое взаимодействие всех уровней власти до муниципального и поселенческого с опорой на людей и общественные институты. Это адресная работа и прямой контакт с населением. Людям необходимо рассказывать и объяснять, какие приоритеты выбраны исходя из новых экономических условий, а какие отложены и почему. До населения должны быть доведены гарантии региональной власти, такие как стабильность областных и местных налогов, тарифы для физических и юридических лиц, регулирование рынка труда, меры по стабилизации ценовой ситуации на лекарства и основные продукты питания.

В сложных экономических и внешнеполитических условиях власть совместно с гражданскими лидерами и инициативными группами должна вести контроль общественных настроений, быстро реагировать на любые нежелательные тенденции и упреждать их. Сохранить социальное здоровье общества – та сверхзадача, которой подчинены все наши главные цели и планы. Тем более, впереди у нас самая важная дата – семидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Никакие трудности не могут помешать нам отдать дань своей стране, своей истории, своим героям. Напротив, грядущее событие, хотим мы того или нет, заставляет иначе посмотреть на текущие проблемы. Они не идут ни в какое сравнение с тем, что пережили наши деды и прадеды. Уже само осознание этого должно давать нам силы, оптимизм и уверенность. Запас прочности и в стране и в регионе велик. Власть консолидирована с народом, региональные команды – со своим населением. Значит, с любыми вызовами справимся и достойно отметим Победу!

Уважаемые коллеги.

Спасибо за работу. Предлагаю продолжить ее на своих рабочих местах».

Октябрь 2017

25

25 Октябрь 2017

26

26 Октябрь 2017

27

27 Октябрь 2017

28

28 Октябрь 2017

29

29 Октябрь 2017

30

30 Октябрь 2017

1

1 Октябрь 2017

2

2 Октябрь 2017

3

3 Октябрь 2017

4

4 Октябрь 2017

5

5 Октябрь 2017

6

6 Октябрь 2017

7

7 Октябрь 2017

8

8 Октябрь 2017

9

9 Октябрь 2017

10

10 Октябрь 2017

11

11 Октябрь 2017

12

12 Октябрь 2017

13

13 Октябрь 2017

14 15

15 Октябрь 2017

16

16 Октябрь 2017

17

17 Октябрь 2017

18

18 Октябрь 2017

19

19 Октябрь 2017

20

20 Октябрь 2017

21 22

22 Октябрь 2017

23

23 Октябрь 2017

24

24 Октябрь 2017

25

25 Октябрь 2017

26

26 Октябрь 2017

27

27 Октябрь 2017

28

28 Октябрь 2017

29

29 Октябрь 2017

30

30 Октябрь 2017

31

31 Октябрь 2017

1

1 Октябрь 2017

2

2 Октябрь 2017

3

3 Октябрь 2017

4

4 Октябрь 2017

5

5 Октябрь 2017