Выступление первого заместителя Председателя Правительства области В.Г. Ойкина на ПДС у Губернатора области по вопросу: «О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации»

14.03.2018
673

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые присутствующие!


1 марта 2018 года Президент России Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с очередным посланием, в котором дана оценка социально-экономического развития России, обозначены проблемные точки, а также резервы роста и направления развития.

Важнейшей задачей определено улучшение качества жизни, повышение благосостояния и достаток в российских семьях. Ключевые показатели – это: уверенный рост реальных доходов населения на предстоящее десятилетие, снижение уровня бедности за 6 лет как минимум вдвое, а также к концу следующего десятилетия войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет.

Предстоит улучшить и развить социальную сферу, повысить доступность и качество медицинской помощи, создать современную среду для жизни граждан, в том числе обеспечив высокие стандарты экологического благополучия. Для прорыва в решении социальных и инфраструктурных задач потребуются значительные дополнительные финансовые ресурсы, главным источником которых является наращивание экономики.

Президентом определен ключевой ориентир – рост экономики с темпами выше мировых. Задачи на 6 лет – увеличение ВВП России - в 1,5 раза.

В Послании выделены 3 основных источника экономического роста.

Первое. Увеличение производительности труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе.

В этом году начнется реализация совершенно нового направления в части развития региональной экономики – это повышение производительности труда.

Саратовская область вошла в число 16-ти «пилотных» регионов-участников федеральной программы. Сейчас проект региональной программы рассматривает федеральное министерство, получено предварительное одобрение.

В январе 2018 года между Минэкономразвития России и Правительством области заключено соглашение по ее реализации.

До 1 июня программа должна быть окончательно согласована и утверждена на региональном уровне.

До 1 сентября на всех 12 предприятиях – участниках программы будут разработаны «дорожные карты» по повышению производительности труда. В компаниях будет проведен комплексный аудит финансово-хозяйственной деятельности, внедрена научная организация труда, lean-технологии, инновационные решения, в том числе по совершенствованию логистики.

Программой предусмотрено создание условий по повышению роста уровня производительности труда на предприятиях по итогам 1-ого года не менее 5%, по итогам двух лет – не менее 10%.

Результатом реализации программы будет увеличение производительности труда на этих предприятиях на 30% за 8 лет. В последующем полученный опыт будет транслирован созданным Центром компетенций на другие предприятия области.

Для стимулирования развития промышленности создан новый инструмент господдержки – областной Фонд развития промышленности.

Фонд будет выдавать бюджетные займы на реализацию инвестиционных проектов по внедрению передовых технологий, созданию новых видов продукции или организации импортозамещающих и экспортноориентированных производств.

В настоящее время заинтересованность выразили 14 предприятий, в числе которых подавляющее большинство относится к машиностроительной отрасли и смежным с ней. Проекты направлены на создание или модернизацию линий по производству оборудования и комплектующих.

Актуальной остается задача использования в регионе механизма специального инвестиционного контракта (СПИК).

В связи с изменениями в федеральном законодательстве, позволяющими применять СПИК для развития аграрного сектора, необходимо проработать вопрос распространения действия института специнвестконтракта в АПК.

Необходимо обеспечить практическое внедрение данных институтов поддержки промпредприятий области.

Второе. Увеличение инвестиций на модернизацию и обновление производств.

Инвестиции – это, безусловно, основа экономического роста региона.

В 2018 году инвестиционный портфель региона содержит более
130 инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации
на территории области, с общим объемом инвестиций порядка 350 млрд. рублей. В результате их реализации планируется создание свыше 6 тыс. новых рабочих мест.

Регион ведет последовательную инвестиционную политику. В 2018 году будет создана Корпорация развития, которая позволит осуществлять сопровождение и координацию инвестиционных проектов в режиме «одного окна».

Продолжится работа по привлечению новых резидентов на территории промышленных парков и территорию опережающего социально-экономического развития в моногороде Петровске

В части модернизации ТЭЦ, котельных, коммунального хозяйства эффективным инструментом реализации инвестиционных проектов является механизм государственно-частного партнерства. Такой опыт в регионе уже имеется. Он будет продолжен и распространён в коммунальных системах муниципалитетов.

До конца текущего года должны быть разработаны стратегии социально-экономического развития муниципальных образований области, определяющие «точки роста» территорий, которые также будут являться базой для инвестиционной активности.

Осуществляется работа по использованию экологичных видов общественного транспорта. В рамках Саратовского экономического форума
5 марта подписано Соглашение о намерениях по модернизации трамвайного движения и созданию скоростных трамвайных линий на территории Саратова с ООО «ПК Транспортные системы».

В 2018 году продолжится выполнение мероприятий всех целевых моделей по снижению административных барьеров.

Много внимания в послании уделено пространственному развитию территорий и включению их единую общероссийскую инфраструктурную систему. В настоящее время на федеральном уровне разрабатывается Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Мы активно занялись этой работой. Уже проанализированы и направлены в Минэкономразвития предложения по включению 49 региональных объектов в федеральный документ.

Третье. Развитие малого предпринимательства.

С начала 2017 года наблюдается рост количества субъектов МСП Саратовской области на 1,6%. На 10 января 2018 года в Единый реестр МСП внесены 74 899 субъектов бизнеса, это реально работающие предприниматели.

Поступления налоговых платежей за 2017 год по спецрежимам увеличились по сравнению с 2016 годом на 12,3% и составили 4 902,6 млн. рублей.

За 2017 год численность работников, занятых у субъектов МСП, выросла на 3,5 тысячи человек до 239,5 тыс. единиц и составила 21,1% от общего числа занятых.

Доля малого и среднего бизнеса в ВРП составила 32% при российском показателе в 20%.

С целью увеличения данных показателей проводится работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

2018 год – год начала реализации новой - Сервисной модели развития предпринимательства, которая уже утверждена Губернатором области и ориентирована на:

расширение охвата мерами господдержки;

повышение доступности услуг инфраструктуры через стандартизацию и режим «одного окна»

увеличение среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях.

Реализация проекта позволит предпринимателю на каждом этапе развития получать те инструменты поддержки и сервисы, которые ему необходимы для ведения бизнеса.

Необходимо обеспечить максимальное привлечение предприятий к использованию инструментов льготной кредитно-гарантийной поддержки, как региональной инфраструктуры, так и федеральных институтов развития. И здесь каждому отраслевому министерству надо ставить задачу сопровождения хозяйствующего субъекта на всех этапах подачи и рассмотрения заявки на финансирование.

Регион имеет положительный опыт взаимодействия с Федеральной Корпорацией МСП и МСП-Банком.

Наиболее востребованной формой поддержки Корпорации МСП в 2016-2017 годах было льготное кредитование по Программе 6,5 (кредиты от 5 млн. до 1 млрд. рублей) с конечной ставкой 9,6% годовых – для среднего бизнеса, 10,6% - малого.

В 2017 году по программам кредитно-гарантийной поддержки под гарантии и поручительства Корпорации МСП и МСП-Банка предприятия области уже привлекли 2,3 млрд. руб. кредитных ресурсов, а с начала действия программы – 3,1 млрд. руб.

По данному показателю регион занимает 4 место в ПФО (Республика Татарстан – 5,3 млрд. рублей, Нижегородская область – 4,8 млрд. рублей, Пензенская область – 3,3 млрд. рублей).

С 2018 года появилась реальная возможность для предприятий приоритетных сфер деятельности привлечь льготный кредит с конечной ставкой в 6,5% по программе Минэкономразвития России.

5 банков, действующие на территории области, отобраны Минэкономразвития России для работы по данной программе (Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк, АО Россельхозбанк, АО «АЛЬФА-БАНК», АО «Банк Интеза»).

В настоящее время на рассмотрении в банках по данной программе находятся 20 заявок 16 субъектов бизнеса области на общую сумму более 460 млн. рублей. Наша задача — популяризация этой программы.

Для внедрения новых разработок в промышленное производство в области осуществляет деятельность Венчурный фонд, которым поддержано 5 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций 96,78 млн. рублей.

Еще 2 проекта на общую сумму 21,3 млн. рублей находятся на рассмотрении.

Задачи на 2018 год:

осуществлять дальнейшее инвестирование в региональные инновационные проекты приоритетных сфер деятельности;

содействовать региональным инновационным компаниям в привлечении поддержки федеральных институтов развития путем оказания помощи в подготовке заявок и дальнейшего сопровождения проектов, получивших финансирование;

создать на сайте Венчурного фонда единый сервис оказания услуг малым инновационным предприятиям и физическим лицам-инициаторам проектов по принципу «одного окна» с целью оказания комплекса информационно-консультационных услуг по развитию startup-проектов;

сформировать единую базу данных инновационных проектов, инновационных продуктов, научных компетенций организаций и учреждений области для оказания адресной информационно-консультационной поддержки инновационному бизнесу;

Центром поддержки предпринимательства будет реализован акселерационный образовательный проект «Школа Стартапов» по оказанию помощи в создании инновационного и IT-бизнеса от идеи до продукта.

В рамках масштабного проекта «МФЦ-для бизнеса» в 2017 году в Саратове, Энгельсе, Балаково и Петровске было открыто 17 бизнес-окон МФЦ для оказания комплекса услуг предпринимателям, в которые уже поступило более 20 тысяч обращений.

Всего в регионе действуют 45 центров, общее количество окон приема достигло 483, а охват населения – 95,25% при необходимых по 601-му Указу Президента 90%.

Любой житель региона теперь может получить государственные или муниципальные услуги по принципу «одного окна» в шаговой доступности. Востребованность самих центров непрерывно растет и за период с 2013 года в МФЦ было обслужено порядка 9 млн. человек.

Главными направлениями дальнейшего развития системы «одного окна» являются дальнейшая автоматизация технологических процессов МФЦ, расширение перечня услуг, обеспечение перехода на информационное взаимодействие с ведомствами исключительно в электронном виде с целью сокращения издержек, а также перевод максимального числа услуг на удаленный канал обслуживания с помощью портала госуслуг.

Большое внимание в Послании уделено вопросу развития Цифровой экономики.

В регионе задача по развитию экономики нового технологического поколения реализуется в рамках подпрограммы «Формирование электронного правительства», а также Концепции информатизации Саратовской области до 2022 года, учитывающих основные приоритеты федеральной программы.

В части нормативного регулирования на федеральном уровне в 2018-2019 годах запланирована подготовка 53 пакетов законопроектов, которые регионы должны будут транслировать в свою нормативную базу.

По направлению «Кадры и образование» в рамках прошедшего экономического форума ведущими вузами Саратовской области выражена готовность к реализации образовательных программ по направлениям цифровизации общества. Уже начата подготовка комплексных практико-ориентированных научно-образовательных проектов для всех категорий слушателей. Саратовским экономическим институтом осуществлен первый выпуск журнала «Экономическая безопасность и качество».

По направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» продолжается взаимодействие с ключевыми институтами развития (Российская венчурная компания, Фонд содействия инновациям). На экономическом форуме для участников представлена презентация возможностей Агентства стратегических инициатив по поддержке проектов развития НТИ:

Правительство области в лице министерства экономического развития, отраслевых органов власти выступит координатором взаимодействия высокотехнологичных предприятий и организаций области с институтами развития.

В части развития информационной инфраструктуры ведется тесная работа с ключевыми операторами связи. В рамках Форума подписано соглашение с ПАО «МегаФон» о реализации пилотных проектов в сфере связи на территории Саратовской области:

развитие интернета 4G с высокой степенью проникновения; построение и внедрение узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей»;

ввод экспериментальных тарифных линеек;

интеграция существующей инфраструктуры государственных организаций и коммерческих компаний с облачными технологиями действующего центра обработки данных МегаФона;

В рамках реализации соглашения будут проработаны возможности совместного осуществления в регионе проектов в сфере ЖКХ, медицины, дистанционного образования, транспорта, «умной» городской инфраструктуры, организации ситуационных центров.

В приоритетном порядке будут отработаны мероприятия по цифровизации государственного сектора. Некоторые значимые успехи уже достигнуты, особенно в сфере здравоохранения, образования и повышения качества государственных и муниципальных услуг.

В 2018 году необходимо сделать упор на мероприятия в сфере цифровизации транспорта и строительства. Разработан Комплексный план первоочередных мероприятий, который обеспечит увеличение доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, до 70%.

Результатом работы прошлого года по исполнению Указа № 601 стало достижение установленного на 2017 год значения показателя по доле граждан, использующих электронные услуги - 65%, что на 39 пунктов выше 2016 года. По темпу роста показателя область заняла 6 место.

В целях улучшения делового климата в регионе реализуются меры по внедрению риск-ориентированного подхода в рамках приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях».

По итогам года область отмечена Минэкономразвития России в числе регионов лидеров, исполнивших целевую модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» более чем на 90%, а также в числе лидеров по информатизации контрольной (надзорной) деятельности.

В 2018 году работа будет продолжена.

Минэкономразвития России подготовлены предложения по расширению перечня приоритетных видов контроля еще на 10 позиций, которые сейчас прорабатываются на федеральном уровне. По ним также будут разработаны критерии применения риск-ориентированного подхода.

Кроме того, в рамках информатизации контрольной (надзорной) деятельности в 2018 году будет обеспечено подключение к типовому облачному решению по автоматизации контрольной и надзорной деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), планируемым к включению в проект. Использование облачного решения позволит обеспечить автоматическое формирование ежегодного плана проверок с учетом категории риска подконтрольных субъектов, информирование подконтрольных субъектов о планируемых в их отношении проверках, получение сведений, необходимых для проведения проверки, путем направления межведомственных электронных запросов.

Поставленные Президентом в Послании задачи в финансово-экономической сфере затрагивают вопросы приоритизации и повышения эффективности государственных расходов.

На протяжении ряда последних лет в регионе реализуется комплекс мероприятий, направленных на оздоровление государственных финансов области. Их значимым результатом стало:

увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области более чем на 24 млрд рублей, или почти в 1,5 раза, половина из которых приросла за последние два года;

оптимизация расходных обязательств области с совокупным экономическим эффектом свыше 16 млрд рублей;

последовательное снижение дефицита областного бюджета с выходом с 2016 года на бездефицитный бюджет. Профицит, впервые с 2003 года, сложился по итогам 2017 года и по консолидированному бюджету области. При этом существенно снижена просроченная кредиторская задолженность в муниципалитетах, практически к нулю сведен ее объем по областному бюджету.

Стабильно исполняются основные социально значимые обязательства бюджета.

Второй год пройден без увеличения государственного долга области. Его объем сокращен с начала 2017 года на 47,8 млн рублей и составил на 1 января текущего года 50,3 млрд рублей со снижением доли банковских заимствований на 12,2 процентных пункта.

Осуществлен выпуск и размещение государственных ценных бумаг, что позволило удлинить и диверсифицировать долговой портфель.

Существенно улучшился показатель соотношения объема государственного долга с налоговыми и неналоговыми доходами областного бюджета.

Совокупная экономия расходов на обслуживание государственного долга оценивается в сумму свыше 1,3 млрд рублей.

За 2017 год план по оздоровлению исполнен с эффектом в 6,3 млрд рублей.

Основные задачи в финансово-бюджетной сфере на среднесрочный период представлены на слайде:

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации;

- расширение применения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки;

- повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами;

- дальнейшая оптимизация структуры долговых обязательств, их снижение до экономически безопасного уровня;

- соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями с Минфином России при предоставлении бюджетных кредитов и дотаций.

Уважаемые коллеги, в своем выступлении я обозначил основные направления развития в финансово-экономической сфере.

В целом отмечу, что эти задачи отражены в Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года.

В этом году завершается первый этап ее реализации (2016-2018). Нам предстоит сформировать План мероприятий второго этапа (2019-2025) с учетом направлений и ориентиров, определенных в послании Президента, а также в других стратегических документах. А также внести корректировки в Стратегию-2030. При этом мы должны ставить для себя максимальные задачи, соответствующие поставленным задачам Президента по обеспечению прорывного развития и долгосрочного роста.

Июль 2018

25

25 Июль 2018

26

26 Июль 2018

27

27 Июль 2018

28

28 Июль 2018

29

29 Июль 2018

30

30 Июль 2018

1

1 Июль 2018

2

2 Июль 2018

3

3 Июль 2018

4

4 Июль 2018

5

5 Июль 2018

6

6 Июль 2018

7 8
9

9 Июль 2018

10

10 Июль 2018

11

11 Июль 2018

12

12 Июль 2018

13

13 Июль 2018

14

14 Июль 2018

15

15 Июль 2018

16

16 Июль 2018

17 18 19

19 Июль 2018

20

20 Июль 2018

21

21 Июль 2018

22

22 Июль 2018

23

23 Июль 2018

24

24 Июль 2018

25

25 Июль 2018

26

26 Июль 2018

27

27 Июль 2018

28

28 Июль 2018

29

29 Июль 2018

30

30 Июль 2018

31

31 Июль 2018

1

1 Июль 2018

2

2 Июль 2018

3

3 Июль 2018

4

4 Июль 2018

5

5 Июль 2018