Заключительное выступление Губернатора В.В. Радаева на собрании актива Саратовской области

18.02.2016
5535

18 февраля 2016 г., Большой зал Правительства

Уважаемые коллеги.

Сегодня нами проделана большая работа. Считаю, что формат прямого диалога и в этот раз себя полностью оправдал. Уровень сложности текущих задач пропорционален степени включённости населения в процесс их решения совместно с органами власти. Такая гражданская активность и гражданская ответственность — одно из закономерных следствий внешних вызовов. Как человеческий организм вырабатывает иммунитет в ответ на проникновение вируса, так и общество реагирует на угрозы. Мы сплачиваемся, предельно честно трактуем и анализируем ситуацию, мобилизуем свои внутренние ресурсы, вместе вырабатываем механизмы выхода из нее. Значит, становимся устойчивее и сильнее. Это у нас от предков и так было всегда. Как сказал Президент, «Россия готова принять любые вызовы и победить».

И поверьте, это не красивые слова. Постоянно общаясь с людьми, будь то прием граждан, рабочие поездки по районам, муниципальные активы, встречи с экспертами, — я вижу, что граждане идут не только с проблемами или с критикой. Они готовы предлагать свои идеи, как сделать лучше, готовы вести с нами системный диалог.

Но граждане — это не только работники реального сектора и соцсферы, общественники и предприниматели, молодежь и ветераны. Граждане — это и мы с вами — люди, которые выбрали своей стезёй службу государству. Считаю, что и наше самосознание меняется, мы готовы работать с еще большей отдачей меньшим составом, тем самым выводя понятие «чиновник», ставшее нарицательным, в позитивную плоскость.

В конце прошлого года на федеральном уровне принято решение о 10%-ном сокращении госслужащих. В январе я вышел с аналогичной инициативой в отношении региональных чиновников. Такие решения продиктованы не только необходимостью экономии бюджетных расходов. Этот шаг направлен и на повышение эффективности госаппарата. Сокращение не должно сказаться на качестве работы чиновников. Просто мы уходим от неэффективных управленческих форм, повышая качество деятельности государственных служащих. Уже сегодня многие из них выполняют работу за четверых, не снижая КПД.

Такие меры, а решение о сокращении, не буду скрывать, для нас непростое, — это проверка на прочность, на профессионализм. Как сказал Владимир Путин: «хотите зарабатывать деньги — идите в бизнес, хотите служить государству — служите, но понимайте, что есть определенные правила, которые нужно соблюдать». Я глубоко убежден, что большинство моих и ваших коллег готовы к работе в новых условиях.

Есть очень меткое выражение: вертикальное сопротивление горизонтальной реальности. Считаю, что вся вертикаль нашего общества сегодня стала единым стержнем. Прочным, монолитным, устойчивым.

Это в качестве личных наблюдений. А теперь еще раз кратко коснусь текущих задач работы исполнительной власти, большая часть из которых уже прозвучала.

Приоритетом для министерства промышленности и энергетики считаю продолжение работы по участию нашего ОПК в решении задач обороноспособности страны с увеличением Гособоронзаказа как минимум на 15%.

Кроме того, министерству промышленности и энергетики области совместно с минэкономразвития требуется повысить эффективность взаимодействия с «Российским фондом технологического развития». В 2015 году только 8 наших предприятий («Тролза», «Сигнал», «Саратовстройстекло», «Трансмаш», «ПирроГрупп», электроприборостроительный завод, «Саратовский институт стекла», аккумуляторный завод) начали взаимодействие с Фондом. Даже учитывая высокую конкуренцию в борьбе регионов за финансирование, это крайне мало. Наш производственный потенциал позволяет в разы увеличить этот перечень.

То же самое касается и нового инструмента поддержки — специального инвестиционного контракта, ориентированного на модернизацию и освоение новых видов продукции в целом ряде отраслей от машиностроения, металлургии и химической промышленности до электроники и легкой промышленности. По многим отраслям у нас сформированы целые кластеры. Чтобы они благополучно прошли через временные сложности, важно добиваться получения нашими предприятиями такой востребованной меры финансовой поддержки как субсидирование процентов по кредитам. Напомню, она распространяется не только на вложения в основные средства, но и финансирование текущей деятельности. Пока такой формой воспользовались только два промышленных предприятия области — «Балаковорезинотехника» и Завод металлоконструкций. Это не показатель для области, подобной нашей.

Хочу подчеркнуть, что в текущей ситуации необходимо пользоваться всеми мерами поддержки, предложенными федеральным центром. Профильные министерства в ежедневном режиме должны вести мониторинг и доводить до предприятий всю информацию о реализуемых госпрограммах.

Требуется продолжить работу с субъектами естественных монополий по продвижению продукции наших предприятий. Это, прежде всего, РЖД, Газпром, Роснефть.

Теперь по импортозамещению. Как вы знаете, в прошлом году была проведена значительная работа по вхождению промышленных предприятий области в отраслевые планы импортозамещения, разработанные Минпромторгом России.

Сегодня туда включено 14 предприятий с 19-ю наименованиями продукции. Следующим этапом необходимо перевести данную работу в практическое русло с реальными результатами. То есть повышать свою конкурентоспособность не только в цене и качестве выпускаемой продукции, но и в поиске рынков сбыта.

В связи с этим считаю необходимым включить в целевые показатели работы министерств реального сектора экономики на 2016 год такой пункт, как «количество видов замещенных импортных товаров». Подобные предложения звучали на недавней встрече с экспертным сообществом, я считаю их абсолютно обоснованными и здравыми. Новый критерий должен стать дополнительным стимулом в работе министерств и индикатором их результативности.

Сегодня локомотивом роста промышленного производства в области становится созданный буквально с нуля металлургический комплекс, представленный балаковскими, энгельсскими и саратовским предприятиями. Уже в ближайшее время ожидается рост спроса на их продукцию со стороны высокотехнологичных секторов экономики. Государством предусмотрены беспрецедентные меры поддержки транспортного машиностроения, что должно способствовать активизации наших отраслевых производителей и заставить их максимально использовать потенциал сбыта.

Не снимаю и задачу формирования вокруг «Северстали» предприятий-спутников, ориентированных на использование металлопроката, в том числе создание сервисного металлоцентра для нужд промышленного, строительного комплексов региона и близлежащих областей. Эта задача поставлена не сегодня, но изменения в экономики делают её более актуальной.

О стратегических и текущих задачах агропромышленного комплекса я уже сказал в начале. Добавлю, что концентрируясь на главном, мы не должны упускать такие направления, как расширение рынков сбыта в растениеводстве, чему способствует создание оптово-распределительных центров, обеспечивающих сбыт в другие регионы и за рубеж. Важная тема — системная работа с владельцами дачных участков. И здесь нужно начинать с муниципалитетов, которые должны обеспечить дачным кооперативам и садоводческим товариществам упрощенное получение участков; проработать вопрос сохранения или же снижения действующих ставок земельного налога для этих объединений. Прошу минэкономразвития области и министерство по делам территориальных образований оказать содействие муниципалитетам в этом вопросе. Вовлечение дачников в экономику преследует насколько целей. Это производство плодово-ягодной продукции, которой и в области, и по России недостаточно. Параллельно мы решаем социальную задачу, обеспечивая нашим жителям самозанятость, что не менее важно.

Непростая ситуация в мелиорации. На сегодняшний день в области оросительной системой охвачено 160 тысяч гектаров притом, что в орошении нуждается более 250 тысяч. Задача-минимум — не допустить сокращения орошаемых земель. Этого можно достичь за счет технической модернизации и участия в федеральной программе. Задача-максимум — привлекая частный бизнес, расширить площади до двухсот тысяч гектаров к 2020 году.

Одним из ключевых исполнителей «майских указов» Президента остается отрасль здравоохранения. В прошлом году она сработала результативно, это касается и введенных новых объектов, и структурных изменений. Выстраивая систему так, чтобы была обеспечена высококвалифицированная помощь каждому конкретному человеку, мы следуем главному целевому ориентиру — увеличению продолжительности жизни. За 2015 год нам удалось добиться его увеличения на 7 месяцев и довести среднюю продолжительность жизни до 71,7 года. Профессионалам такая динамика о многом говорит. По этому показателю мы выше среднероссийского уровня.

Если в прошлом году акцент в здравоохранении был сделан на вводе новых объектов, то текущая задача — максимальное направление ресурсов на качественную составляющую медицинской помощи. Проблемы, к сожалению, остаются, о них сигнализируют недавние трагические случаи. Министерство их не утаивает, оперативно включается в расследование и делает системные выводы. Считаю, что предельная открытость медицинской сферы, гласность крайне важны. Министром в этом направлении многое уже сделано и делается. Федеральный минздрав высоко оценил опыт нашего министерства по взаимодействию с институтами гражданского общества. Область в числе десяти субъектов РФ стала участником инициированного Дмитрием Медведевым «пилотного» проекта по информационной активности в сфере здравоохранения. Что предполагает оперативное реагирование на обращения граждан и общественности, связанные с проблемами оказания медпомощи. И не только реагирование, но и тщательный мониторинг недостатков. Думаю, опыт такой работы полезен и другим социально ориентированным ведомствам.

Если мы говорим о социально ориентированных сферах, о наиболее чувствительных для населения проблемах, то не можем обойти стороной тему ЖКХ. А именно — участие региона в программе переселения из аварийного жилья. Недавно по этому поводу высказался федеральный министр, указав, что главная причина проблем в реализации программы, в том числе в Саратовской области, — неэффективное администрирование. Считаю, что это замечание нельзя игнорировать. Необходимо кардинально пересмотреть принципы работы с застройщиками, чтобы не повторилась ситуация 2015 года, когда были сорваны аукционы из-за отсутствия заявок. Муниципалитеты должны своевременно определять сроки проведения конкурсных процедур. А всё вместе — это слаженное взаимодействие профильного министерства и руководства районов. Сейчас стоит задача реализовать очередной этап программы переселения в максимально короткие сроки.

Главам муниципальных образований хочу еще раз напомнить о поручении Президента вводить в оборот простаивающие пашни. На сегодня у нас более 20% незадействованных земель. Это свыше 1 гектаров. Разбрасываться такими ресурсами в условиях задачи полного самообеспечения продовольствием жителей региона мы не имеем права. Считаю, что муниципалитеты здесь не дорабатывают. Поэтому необходимо активнее использовать административный ресурс. И не только карательные меры в виде штрафов и расторжения договоров с недобросовестными арендаторами, но и путем ускорения процесса оформления земельных участков, находящихся в долевой собственности граждан, а также оперативного принятия правил землепользования.

Считаю необходимым повысить мотивацию муниципалитетов в работе по увеличению собственных доходов и повышению эффективности расходов. Инструменты такие есть, в ряде регионов они уже используются, и подобный опыт необходимо изучать. Один из инструментов — внедрение критериев оценки эффективности работы муниципальных руководителей. Считаю, что министерству экономического развития области совместно с министерством по делам территориальных образований целесообразно проработать вопрос внедрения на уровне каждого муниципалитета системы оплаты труда муниципальных служащих в зависимости от достижения установленных целевых ориентиров. Причем использовать не статистические данные социально-экономического развития, а результативные показатели, увеличивающие налогооблагаемую базу, и показатели служебной и финансовой дисциплины. Процесс этот поэтапный, он должен учитывать специфику каждой территории, обязательно включать в себя опросы и анкетирование граждан. Но работу такую нужно проводить. Потому что очень скоро методика эффективного контракта станет повсеместной и будет закреплена на законодательном уровне. И это нововведение никого не должно застать врасплох.

Несколько слов о системе подготовки квалифицированных кадров для реального сектора, необходимость в которой с годами только обостряется. Глава государства отметил, что «без влияния на подготовку кадров нужного качества мы с трудом будем решать задачи, которые перед нами стоят». Это очень важный посыл и выводить проблему на периферию было бы в корне неверно. Можно вспомнить советские времена, когда при крупных предприятиях работали учебно-производственные комбинаты. Но мы прекрасно понимаем, что подобная практика упирается в вопросы финансирования. Другой менее затратный путь — включение учреждений высшего и среднего профессионального образования в отраслевые кластеры по принципу формирования так называемого «единого пакета». Внутри кластера удобно спрогнозировать потребность в кадрах, распределять госзадания, прорабатывать вопросы трудоустройства. Подобный опыт в других регионах есть, считаю, нам необходимо обратить внимание на такую модель. Поэтому даю поручение министерству образования совместно с минпромом и минсельхозом продумать этот вопрос и в течение месяца доложить мне ваше видение.

Уважаемые коллеги.

За рамками моего выступления остались многие темы, требующие пристального внимания. Но это не значит, что они забыты и их решение отложено на потом. Долгого ящика у нас, слава Богу, нет. Кстати, напомню, что это выражение вошло в обиход еще с допетровских времен, когда жалобы народа по приказу царя опускались в специальный длинный ящик и, как правило, оставались без внимания на месяцы, а то и годы. В конце концов, долгий ящик стал символом неповоротливости чиновничьего аппарата. Но это осталось в далеком прошлом. Сегодня коммуникации в режиме он-лайн. И принципы своей работы мы продолжаем строить на основе открытого управления, максимально вовлекая в этот процесс наших граждан. Ставшие «крылатыми» слова Президента о том, что «власть должна слышать людей и учитывать их мнение при принятии решений», по-прежнему остаются для нас руководством к действию по совершенствованию обратной связи с населением, налаживанию диалога. Мы объединяемся, чтобы управлять, а управляем, чтобы побеждать. И никакой другой логики быть не может. Спасибо за работу, уважаемые коллеги. И спасибо за внимание.

Декабрь 2017

27

27 Декабрь 2017

28

28 Декабрь 2017

29

29 Декабрь 2017

30

30 Декабрь 2017

1

1 Декабрь 2017

2

2 Декабрь 2017

3

3 Декабрь 2017

4

4 Декабрь 2017

5

5 Декабрь 2017

6

6 Декабрь 2017

7

7 Декабрь 2017

8

8 Декабрь 2017

9

9 Декабрь 2017

10

10 Декабрь 2017

11

11 Декабрь 2017

12

12 Декабрь 2017

13

13 Декабрь 2017

14

14 Декабрь 2017

15

15 Декабрь 2017

16

16 Декабрь 2017

17

17 Декабрь 2017

18

18 Декабрь 2017

19

19 Декабрь 2017

20

20 Декабрь 2017

21

21 Декабрь 2017

22

22 Декабрь 2017

23

23 Декабрь 2017

24

24 Декабрь 2017

25

25 Декабрь 2017

26

26 Декабрь 2017

27

27 Декабрь 2017

28

28 Декабрь 2017

29

29 Декабрь 2017

30

30 Декабрь 2017

31

31 Декабрь 2017