Руководство по соблюдению обязательных (лицензионных) требований к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции — Правительство Саратовской области

Руководство по соблюдению обязательных

требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания

 

I. Общие положения

 

1. Введение

 

Руководство по соблюдению обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - Руководство) разработано министерством экономического развития Саратовской области и содержит рекомендации по соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязательных требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к розничной продаже такой продукции.

Целью создания Руководства является предупреждение причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, нарушений обязательных требований к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования), устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

 

2. Региональный государственный контроль (надзор)

в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в Саратовской области (далее - региональный государственный контроль (надзор) является министерство экономического развития Саратовской области (далее - министерство).

Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:

1) соблюдение лицензиатами лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);

2) соблюдение субъектами, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;

3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами, в отношении которых осуществляется исполнение государственной функции (далее - контролируемые лица), являются организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - лицензиат), организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания (далее - субъект, осуществляющий розничную продажу алкогольной продукции), розничную продажу спиртосодержащей продукции (далее - субъект, осуществляющий розничную продажу спиртосодержащей продукции).

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.

Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию. Исключение составляет деятельность по розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

 

3. Перечень

правовых актов, содержащих обязательные

требования (их отдельных положений),

соблюдение которых оценивается при проведении

мероприятий по контролю (надзору) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)

 

1. Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2466 «О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2020 года № 151-р «Об утверждении перечня спиртосодержащих лекарственных препаратов, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которых не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 2355-р «Об утверждении Перечня спиртосодержащих медицинских изделий, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которых не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года № 3186-р «Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 232н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)».

8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 235н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».

9. Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17 декабря 2020 года № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций».

10. Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17 декабря 2020 года № 397 «Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

11. Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17 декабря 2020 года № 401 «Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции».

12. Закон Саратовской области от 29 июня 2015 года № 85-ЗСО «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории Саратовской области».

 

4. Права и обязанности контролируемых лиц

 

Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля:

- имеет право:

1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;

2) получать от министерства, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

3) получать от министерства информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать министерству о своем согласии или несогласии с ними;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц министерства, решения министерства, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами);

7) подавать в министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска;

8) представлять в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятии;

9) подавать в министерство после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований возражение в отношении указанного предостережения;

10) направлять запрос о предоставлении письменного ответа по итогам консультирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

11) отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство;

12) обратиться с требованием о возмещении стоимости утраченной продукции (товаров), изъятой в ходе рейдового осмотра;

13) дополнительно представить в министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов;

14) информировать министерство о наличии конфликта интересов у эксперта, экспертной организации;

15) предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;

16) присутствовать с разрешения должностного лица министерства при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;

17) знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации;

18) представить в министерство в письменной форме возражения в отношении акта, составленного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в министерство;

19) давать в ходе консультаций, назначенных министерством на основании поступившего несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, составленном по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований;

20) обжаловать решения министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;

- обязано:

1) не допускать использование прав и гарантий, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), в целях воспрепятствования осуществлению государственного контроля (надзора);

2) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц министерства на объекты, здания, сооружения, во все служебные и специальные помещения. Кроме того, в ходе рейдового осмотра обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц министерства к территории, транспортным средствам и иным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также ко всем помещениям (за исключением жилых помещений);

3) представлять документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок.

 

5. Полномочия министерства при осуществлении

государственного контроля (надзора).

Права и обязанности должностных лиц

министерства, уполномоченных на осуществление

государственного контроля (надзора)

 

Министерство:

- вправе:

1) заключать соглашения с иными органами государственного контроля (надзора), а также с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе по вопросам совместного проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;

2) утверждать формы документов, используемых им при осуществлении государственного контроля (надзора), не утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом»;

3) обращаться в суд с иском о взыскании с гражданина, организации, со средства массовой информации расходов, понесенных министерством в связи с рассмотрением обращения (заявления), информации указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

4) запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы;

- обязано:

1) признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц при организации и осуществлении государственного контроля (надзора);

2) принять решение об изменении категории риска объекта контроля при поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска;

3) в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом;

выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;

принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Министерство не представляет по запросам третьих лиц информацию, ставшую известной в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий, а также выданные по их итогам предписания, если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий не было выявлено нарушений обязательных требований или если не затронуты права обратившегося в контрольный (надзорный) орган лица.

Должностное лицо министерства при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий;

- имеет право:

1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными приказом министерства о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты, здания, сооружения, все служебные и специальные помещения, а при проведении рейдового осмотра территории, транспортные средства и иные объекты, указанные в решении о проведении рейдового осмотра, а все помещения (за исключением жилых помещений);

2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу министерства оказывается противодействие или угрожает опасность;

8) совершить контрольные (надзорные) действия в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия. Уполномоченное должностное лицо министерства вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры;

9) взаимодействовать при проведении рейдового осмотра с находящимися на производственных объектах гражданами;

10) собственноручно составлять объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей;

11) ознакомиться с подлинниками документов в случае представления заверенных копий истребуемых документов;

12) выдавать рекомендации по соблюдению обязательных требований, проводить иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

13) совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, Положением о порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 24 декабря 2021 года № 1150-П;

- обязано:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие министерства с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ, осуществлять консультирование;

6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры;

7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;

11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления;

13) разъяснять контролируемому лицу, его представителю их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав;

14) соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) предоставить по требованию контролируемого лица информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения полномочий.

- не вправе:

1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям министерства;

2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные приказом министерства;

3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений;

5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

6) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

7) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора) и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;

10) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

 

II. Рекомендации по соблюдению

обязательных требований

 

 

1. В части учета фиксации информации об обороте алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их оборота (под оборотом понимается приобретение для перепродажи, хранение и розничная продажа (продажа конечному потребителю), индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет объема их розничной продажи.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема (под оборотом понимается приобретение для перепродажи, хранение и розничная продажа (продажа конечному потребителю) алкогольной продукции) оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее - ЕГАИС), абзацем двадцать первым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно:

розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;

розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».

Перечень таких населенных пунктов в Саратовской области установлен постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2019 года № 804-П «Об утверждении Перечня населенных пунктов Саратовской области, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом «О связи».

Правила ведения и функционирования ЕГАИС, а также учета информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2466 «О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Информация об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС фиксируется в соответствии с положениями приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17 декабря 2020 года № 397 «Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - приказ № 397).

Наиболее часто встречающимся нарушениями в части учета оборота алкогольной продукции, передачи информации в ЕГАИС являются не представление заявок о фиксации в ЕГАИС информации о принятии, отказе или принятии с расхождениями продукции при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении алкогольной и спиртосодержащей продукции, заявок о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе, заявок о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков торговом зале и, как следствие, несовпадение реального количества алкогольной продукции, находящегося в торговых и складских помещениях, и количества продукции, числящейся на балансе организаций и индивидуальных предпринимателей в ЕГАИС.

Списание алкогольной продукции, с нанесенными на их потребительскую тару специальными федеральными марками (далее - ФСМ), в ЕГАИС с баланса организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, происходит автоматически при сканировании в момент розничной продажи.

Списание алкогольной продукции, с нанесенными на их потребительскую тару ФСМ, с баланса организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, осуществляется путем представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе, заявок о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков торговом зале, основанием списания в которых указывается «Реализация».

Аналогичным способом происходит списание с баланса организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Также основаниями для списания в заявках о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе, заявках о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков торговом зале могут указываться: пересортица, недостача, уценка, порча, потери, проверки, арест, производственные потери, иные цели.

Особое внимание необходимо обратить на сроки представления в ЕГАИС заявок о фиксации информации, установленные приказом № 397.

При соблюдении положений приказа № 397 количество алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в торговом объекте и числящейся в ЕГАИС, будут совпадать.

Статьей 14.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) «Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета либо нефиксацию информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

 

2. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в некоторых объектах и организациях и на прилегающих к ним территориях

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются:

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:

образовательных организаций;

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;

2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

3) на оптовых и розничных рынках;

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах;

7) в местах нахождения источников повышенной опасности, перечень которых утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 15 апреля 2013 года № 184-П «Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции»;

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;

9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 171-ФЗ;

10) на территориях, прилегающих:

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

к боевым позициям войск, полигонам, узлам связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, к зданиям и сооружениям, предназначенным для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также к зданиям и сооружениям производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах;

7) в местах нахождения источников повышенной опасности.

Установленный запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования), к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции:

на оптовых и розничных рынках не распространяется на розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина;

на вокзалах, в аэропортах, в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли;

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках;

на оптовых и розничных рынках, в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

на вокзалах, в аэропортах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий;

к спортивным сооружениям не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.

Границы прилегающих территорий определяются органами местного самоуправления муниципальных районов области.

Соответствующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления Саратовской области размещены на их официальных сайтах в сети Интернет.

К примеру,  нормативные правовые акты, а также схемы границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории муниципального образования «Город Саратов» размещены на официальном сайте в сит Интернет муниципального образования «Город Саратов» по адресу: http://www.saratovmer.ru/reestralk/.

Осуществляя деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, министерство рекомендует периодически проверять - не находится ли объект торговли и (или) объект общественного питания на прилегающих к объектам или организациям территориях, на которых розничная продажа алкогольной продукции запрещена.

В случае положительного результата в целях недопущения нарушения рассматриваемого обязательного требования, а также предотвращения привлечения к административной ответственности розничная продажа алкогольной продукции должна быть прекращена, за исключением случаев предусмотренных данным разделом настоящего Руководства.

Если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать требованию о запрете розничной продажи алкогольной продукции на прилегающих к некоторым объектам и организациям, указанным в выше, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются.

За нарушение данного обязательного требования, совершенного:

организацией, осуществляющей деятельность по розничной продаже алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), частью 1 (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции) статьи 14.17 КоАП РФ «Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

 

3. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

 

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания несовершеннолетним.

Министерство рекомендует особо внимательно относится к соблюдению данного запрета.

Руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям следует размещать в торговых объектах и объектах общественного питания информацию о запрете розничной продажи алкоголя несовершеннолетним, проводить инструктажи по данному вопросу с персоналом, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавцами).

Законодательством закреплено право продавца в случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя.

В соответствии с Перечнем документов, позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 1728 к таким документам относятся:

- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;

- удостоверение личности моряка;

- дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации;

- служебный паспорт гражданина Российской Федерации;

- удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации;

- паспорт заграничный (дипломатический, служебный, обыкновенный) иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность, признаваемый в этом качестве Российской Федерацией;

- вид на жительство лица без гражданства в Российской Федерации;

- разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации;

- удостоверение беженца;

- свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

- водительское удостоверение.

 

4. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

 

В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Не лицензируется деятельность по розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции, а также розничной продажи алкогольной продукции физическим лицам от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в случае, если указанная продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции физическим лицам для потребления (распития) на борту воздушного судна при оказании услуг общественного питания от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

То есть, если на потребительской таре алкогольной продукции нанесены ФСМ, то для продажи такой продукции требуется лицензия на розничную продажу алкогольной продукции.

Розничная продажа алкогольной продукции подразделяется на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах (магазинах) и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в следствие чего и лицензии выдаются на соответствующий вид деятельности.

 

4. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции без сопроводительных документов.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной.

Алкогольная и спиртосодержащая продукция, розничная продажа которых осуществляется при отсутствии товарно-транспортных накладных считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Товарно-транспортные накладные на алкогольную и спиртосодержащую продукцию должны быть полностью заполненными (подписи должностных лиц, печати (при наличии) организаций поставщика и получателя, сведения о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии и т.д.) и находиться на месте осуществления деятельности по ее розничной продаже.

 

5. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции без информации на русском языке

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о:

наименовании алкогольной продукции;

цене алкогольной продукции;

наименовании производителя (юридическом адресе);

стране происхождения алкогольной продукции;

сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия (абзацем девятым пункта 1 статьи 26 Федерального закона      № 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без указания в документах, сопровождающих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии);

государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

объеме алкогольной продукции в потребительской таре;

наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;

дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования;

содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары;

вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.

Большинство информации обычно размещается на потребительской таре алкогольной продукции.

Информация о сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия отражается в товарно-транспортных накладных, сопровождающих ее оборот.

Цена алкогольной продукции указывается в ценниках при розничной ее продаже.

 

6. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции без маркировки

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ. алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию подлежит обязательной маркировке ФСМ.

Абзацем девятым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без маркировки либо с маркировкой поддельными марками

Не маркируется алкогольная продукция, предусмотренная пунктом 19 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ, к которой, в том числе относится пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха.

ФСМ является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а также является носителем информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.

ФСМ содержит двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем федеральной специальной марки и содержащий идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы в кодированном виде.

Идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы представляет собой уникальное сочетание букв и цифр, позволяющее идентифицировать федеральную специальную марку и маркируемую ею алкогольную продукцию, а также получить иную информацию, зафиксированную в ЕГАИС.

Требования к образцам ФСМ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками».

При получении алкогольной продукции министерство рекомендует проверять соответствие ФСМ на потребительской таре получаемой продукции требованиям вышеуказанного постановления.

В практике осуществления государственного контроля (надзора) нередко при проведении проверок выявлялись случаи розничной продажи алкогольной продукции с поддельными марками. Проверяемые лица ссылались на то, что такую продукцию им доставили поставщики. Однако, с момента принятия поставленной алкогольной продукции (в ТТН сделана отметка о получении товара), она считается собственностью организации-получателя и всю ответственность за оборот данной продукции несет данная организация.

В случае возникновения подозрений в отношении подлинности ФСМ организация-получалель имеет право отказать в получении данной продукции.

 

7. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода

 

Штриховой код должен содержать сведения, утвержденные приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20 октября 2020 года № 335 «О перечнях сведений, содержащихся в штриховом коде документа, предоставляемого покупателю, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Законодательством предусматривается два вида представляемых документов - с применением контрольно-кассовой техники и без применения таковой.

Штриховый код документа, предоставляемого покупателю с применением контрольно-кассовой техники, должен содержать следующие сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции:

- дата (год, месяц, день) и время (часы, минуты) продажи алкогольной продукции в формате ГГГГММДДТЧЧММ;

- заводской номер фискального накопителя контрольно-кассовой техники, с помощью которой осуществлялся расчет при продаже алкогольной продукции;

- порядковый номер фискального документа контрольно-кассовой техники, с помощью которой осуществлялся расчет при продаже алкогольной продукции.

Штриховый код документа, предоставляемого покупателю без применения контрольно-кассовой техники, должен содержать следующие сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции:

- дата (год, месяц, день) и время (часы, минуты) продажи алкогольной продукции в формате ГГГГММДДТЧЧММ;

- порядковый номер документа, подтверждающего розничную продажу алкогольной продукции в течение календарного дня.

Указанный в данном подразделе запрет не распространяется на:

розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;

розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года       № 126-ФЗ «О связи».

 

7. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом

 

Подпунктом 14 пункта 2 статьи 16 запрещена розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания дистанционным способом.

Кроме того, пунктом 2.1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ под дистанционным способом продажи товара понимается заключение договор розничной купли-продажи на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

 

8. В части запрета розничной продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров

 

В соответствии с пунктом 6.1. статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ не допускаются производство и (или) оборот алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

Также подпунктом 15 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

В связи с тем, что в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров разрешены производство, закупка, поставка, хранение и (или) перевозка данной продукции, абзацем сорок шестым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещена розничная продажа пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, на этикетке которых содержится надпись на русском языке «Только на экспорт».

Запрет, указанный в настоящей статье, в полной мере распространяется на осуществляемую юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в розлив.

 

8. В части требований, предъявляемых к объектам общественного питания, в которых организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг осуществляют лицензируемый вид деятельности

 

Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Бюджетные учреждения, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Бюджетные учреждения, осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Договора аренды в обязательном порядке должен определять сумму арендной платы. Оплата за жилижно-коммунальные услуги может выступать только как составная часть арендной платы. В случае, если по договору арендуемый объект передается на безвозмездной основе, такой документ не является договором аренды и для целей соблюдения требований не учитывается.

Договор аренды сроком действия год и более должен проходить регистрацию в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Без регистрации такой договор считается недействительным

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлен закрытый перечень типов объектов общественного питания, в которых организации могут осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании соответствующей лицензии.

К таким объектам общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, буфеты.

ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (далее - ГОСТ 30389-2013), введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года № 1676-ст «Об утверждении межгосударственного стандарта», устанавливает минимальные требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов, в том числе указанным выше.

Организацией объект общественного питания, который предполагается ей использовать при осуществлении лицензируемого вида деятельности, должен быть приведен в соответствии с минимальными требованиями, предъявляемыми ГОСТ 30389-2013, указанными ниже.

 

Требования

Ресторан

Кафе

Бар

Буфет

Требования к зданиям

Вывеска

+

+

+

+

Вход для гостей, отдельный от служебного входа для персонала

+

+

+

+

Требования к помещениям для потребителей

Входная зона: вестибюль, холл, аванзал <2>

+

+

+

-

Гардероб

+

-

-

-

Вешалки в зале или вестибюле (холле)

+

<1>

+

+

-

Зал (зал обслуживания)

+

+

+

-

Комната (зона) для детских игр <3>

+

+

-

-

Туалетные комнаты <4>

+

+

+

-

<5>

Требования к техническому оборудованию и оснащению

Аварийное освещение и энергоснабжение:

 

 

 

 

- аварийное освещение (стационарный генератор или аккумуляторы и фонари)

+

+

+

+

Естественное и искусственное освещение

 

 

 

 

Водоснабжение <6>

+

+

+

+

- Горячее

+

+

+

+

- Холодное

+

+

+

+

Канализация <6>

+

+

+

+

Отопление <6>, обеспечивающее температуру воздуха в общественных помещениях 19 - 23 °C

+

+

+

+

Система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности

+

-

+

<7>

-

Система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности

-

+

+

<8>

+

Услуги Интернета

+

<9>

+

<9>

+

<9>

-

Предоставление телевидения

-

-

+ <10>

-

Охранная сигнализация

+

+

+

+

Звукоизоляция, обеспечивающая уровень шума в предприятиях общественного питания, находящихся в жилых зданиях, менее 35 дБ

+

+

+

+

Требования к санитарным объектам общего пользования

Оборудование туалетов: туалетные кабины, умывальник с зеркалом, электророзетка, туалетная бумага, мыло или диспенсер с жидким мылом, бумажные полотенца или электрополотенце, крючки для одежды, корзина для мусора

+

+

+

+

<1> Для ресторанов быстрого обслуживания.

<2> При организации работы объекта как одного из залов комплексного объекта общественного питания помещения могут быть общими.

<3> Для ресторанов и кафе, организующих семейные обеды и воскресные бранчи.

<4> Для объектов общественного питания, размещенных при производственных организациях, в общественных местах (гостиницы, вокзалы, кинотеатры, театры, зрелищные комплексы, центры и комплексы отдыха), наличие не обязательно.

<5> Для буфета может быть общий туалет с организациями (предприятиями), в которых расположены предприятия питания.

<6> Для стационарных предприятий (объектов) общественного питания.

<7> Для видео-баров, варьете-баров, диско-баров, кино-баров, танцевальных баров, клубных баров, лобби-баров.

<8> Для спорт-баров, специализированных баров.

<9> В интернет-кафе обязательно, в ресторанах, барах - по желанию исполнителя услуг.

<10> Для спорт-баров.

Примечание - Знак «+» означает обязательность выполнения требования, знак «-« означает необязательность выполнения требования

Федеральным законом № 171-ФЗ установлены особые требования к объектам общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях. Такие объекты общественного питания должны иметь зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.

Вместе с тем, Законом Саратовской области от 29 июня 2015 года           № 85-ЗСО «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории Саратовской области» (далее - Закон № 85-ЗСО) к объектам общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях установлены более жесткие требования, а именно: на территории Саратовской области розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 50 квадратных метров.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. То есть, зала обслуживания посетителей включает в себя только площадь, которая предназначена непосредственно для употребления пищи и проведения досуга. Иные помещения, например кухня, место раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, подсобные помещения и т.д., для целей соблюдения ограничения не учитываются.

 

9. В части требований, предъявляемых к объектам торговли, в которых организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг осуществляют лицензируемый вид деятельности

 

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Требования к договорам аренды аналогичны требованиям, описанным в предыдущем подразделе.

 

10. В части требований, предъявляемых к объектам торговли, в которых организации и индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи

 

Организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения.

В данном случае срок действия договора аренды может быть менее одного года. Договор аренды со сроком действия менее одного года не требует регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

 

11. В части требований, предъявляемых к объектам торговли, в которых крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина

 

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющие розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского), должны иметь для таких целей в собственности или в аренде стационарные производственные помещения и (или) торговые объекты.

Срок действия договора аренды также может быть менее одного года.

Розничная продажа вина, игристого вина (шампанского) может осуществляться в стационарных производственных помещениях по месту нахождения производства этой продукции и (или) в торговых объектах.

 

12. В части ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции

 

Пунктом 9 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.

Данное ограничение не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничную продажу алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

Законом № 85-ЗСО установлены дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.

Так, в соответствии со статьей 1 данного закона на территории Саратовской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

1) ежедневно с 22 часов до 10 часов по местному времени;

2) в следующие дни:

25 января (День российского студенчества);

в день проведения мероприятия «Последний звонок» (соответствующая дата, когда не допускается розничная продажа алкогольной продукции, устанавливается ежегодно до 10 апреля Губернатором Саратовской области);

1 июня (Международный день защиты детей);

27 июня (День молодежи);

1 сентября (День знаний) - в случае если 1 сентября приходится на воскресенье, запрет устанавливается на 2 сентября;

11 сентября;

3) в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом).

Дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции также не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.

 

13. В части применения контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания

 

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.