Часто задаваемые вопросы по участию в государственных и муниципальных закупках — Правительство Саратовской области

Новости органов власти

Версия для печати

Часто задаваемые вопросы по участию в государственных и муниципальных закупках

15 ноября 2019
1660

Тема: «Заключение и исполнение контракта, уклонение от исполнения контракта».

Вопрос: На стадии заключения контракта в протоколе разногласий участник предложил товар с иными габаритными размерами, нежели предусмотрено в документации об аукционе и в его заявке. Заказчик отказался принять измененные условия контракта. Правомерно ли признать лицо уклонившимся от заключения контракта и внести сведения о нем в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), если при заключении контракта данное лицо предложило поставить товар, отличный от указанного в документации (извещении) о закупке и заявке на участие в ней?

Ответ: Согласно подходу арбитражных судов и с учетом практики по федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,  правомерно, если предлагаемый при заключении контракта товар не соответствует требованиям документации (извещения) о закупке. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и в его документации, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Вместе с тем участник попытался изменить условия контракта, установленные в документации. При этом предложенные им товары не соответствуют требованиям аукционной документации.

Основанием для включения сведений об участнике в РНП в данном случае является его недобросовестное поведение, выразившееся в уклонении от заключения государственного контракта.

Вопрос: Лицо, признанное единственным участником запроса котировок, представило подписанный проект контракта в новой редакции (предложена поставка нефтепродуктов по топливным картам вместо требуемого отпуска нефтепродуктов по талонам). Участник признан уклонившимся от заключения контракта. Правильно ли поступил заказчик, приняв такое решение и направив в антимонопольный орган документы о внесении участника в РНП?

Ответ: Действия заказчика правомерны. На основании требований  федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проект контракта должен быть подписан на условиях, указанных заказчиком. Довод участника о том, что им предложены более выгодные условия поставки, признан несостоятельным. Представление измененного контракта свидетельствует об отсутствии у участника намерения исполнить заказ на условиях, объявленных при его размещении. Такие действия будут обоснованно признаны антимонопольным органом уклонением от заключения контракта.

Вопрос: В документации установлено требование о поставке конкретного товара без возможности замены эквивалентом. Участник дал согласие на его поставку и одновременно предложил поставить эквивалент. Заказчик признал участника уклонившимся от заключения контракта, поскольку на стадии его заключения последний включил в контракт информацию о поставке именно эквивалента. Правомерны ли действия заказчика?

Ответ: Действия заказчика правомерны. Участник не может заменить товар эквивалентным, поскольку заказчик исключил такую возможность, разместив заказ на поставку определенного товара. Условия документации о торгах (в том числе о технических характеристиках товара) приняты победителем при подаче заявки. Проект контракта, содержащий данные условия, передан победителю в установленном порядке. Неподписание этого проекта правомерно расценено как уклонение от заключения контракта. Кроме того, по вопросу поставки товара-эквивалента победитель имел право обратиться за разъяснениями положений документации, но не воспользовался им.

Тема: «Содержание документации о закупке строительных работ, работ по ремонту».

Вопрос: Правомерно ли устанавливать в документации о закупке требование о наличии у участника лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, если такие работы включены в один лот со строительными работами?

Ответ: Согласно подходу Минэкономразвития России, установление требования правомерно.

По вопросу содержания заявки на участие в закупке, в которой работы, связанные с пожарной сигнализацией, включены в один лот со строительными работами (капитальным ремонтом, реконструкцией), Минэкономразвития России отметило следующее (см. Письма от 20 января 2016 года № ОГ-Д28-1183, от 15 июня 2016 года № ОГ-Д28-7332). Для выполнения указанных работ подрядчик вправе привлечь субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. В таком случае у подрядчика должно быть свидетельство СРО по организации строительства (т.е. допуск на генподряд). Если оно отсутствует, участнику необходимо иметь как выданные СРО свидетельства о допуске к конкретным видам работ, так и лицензию на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Работы, связанные с обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежат лицензированию согласно пункту 15 части 1 статьи 12 федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Следовательно, при их закупке в составе одного лота со строительными работами правомерно установить в документации требование о наличии соответствующей лицензии. Вместе с тем недопустимо требовать, чтобы данная лицензия была представлена в составе заявки, и чтобы победитель выполнил работы лично.

Вопрос: В аукционной документации на проведение капитального ремонта объекта заказчиком установлено требование о том, что участники закупки должны иметь не только свидетельство СРО о допуске к работам по капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, но и лицензию на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Правомерны ли требования заказчика?

Ответ: Действия заказчика неправомерны. Согласно части 3.1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 1 статьи 31 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязательным условием допуска к участию в таком аукционе является наличие у участника свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Работы, для выполнения которых требуется названная лицензия, являются частью работ по капитальному ремонту, а не самостоятельным объектом закупки. Кроме того, в документации установлена возможность привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, имеющих указанную лицензию.

Вопрос: В конкурсной документации на выполнение работ по приспособлению для современного использования объекта культурного наследия заказчик установил следующее требование: участники должны иметь действующую лицензию на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Кроме того, заказчиком установлено, что названные работы должны быть выполнены без привлечения сторонних организаций. Правомерны ли действия заказчика?

Ответ: Заказчик поступает правильно, установив подобное требование. Объект, на котором планируется выполнение предусмотренных документацией работ, относится к объектам культурного наследия. К проведению работ по сохранению данного объекта допускаются только лица, которые обладают лицензией на осуществление деятельности по реставрации таких объектов (пункт 3 статьи 45 федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию согласно пункту 15 части 1 статьи 12 федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В документации предусмотрен монтаж систем обеспечения пожарной безопасности: пожарной сигнализации, газового пожаротушения и т.д. Тот факт, что требование заказчика повлекло существенное ограничение количества участников закупки, не доказан.

Апрель 2024

1

1 Апрель 2024

2

2 Апрель 2024

3

3 Апрель 2024

4

4 Апрель 2024

5

5 Апрель 2024

6 7

7 Апрель 2024

8

8 Апрель 2024

9

9 Апрель 2024

10

10 Апрель 2024

11

11 Апрель 2024

12 13

13 Апрель 2024

14
15

15 Апрель 2024

16 17

17 Апрель 2024

18

18 Апрель 2024

19

19 Апрель 2024

20

20 Апрель 2024

21

21 Апрель 2024

22

22 Апрель 2024

23

23 Апрель 2024

24

24 Апрель 2024

25

25 Апрель 2024

26

26 Апрель 2024

27

27 Апрель 2024

28

28 Апрель 2024

29

29 Апрель 2024

30

30 Апрель 2024

1

1 Апрель 2024

2

2 Апрель 2024

3

3 Апрель 2024

4

4 Апрель 2024

5

5 Апрель 2024