Новости органов власти

Версия для печати

Интервью первого зампреда Правительства Саратовской области - министра финансов Вадима Ойкина журналу «Бюджет»

15 Ноября 2019
613


«Большие цели требуют больших затрат»

Экономика№11 ноябрь 2019

— Вадим Геннадьевич, несомненно, усилия всех уровней власти ближайшие несколько лет будут сосредоточены на достижении обозначенных в указе Президента РФ № 204 национальных целей развития страны. Как изменились основные направления бюджетной политики вашего региона в связи с реализацией нацпроектов?

— Реализация нацпроектов — это безусловный приоритет региональной бюджетной политики. Большие цели требуют больших затрат. Значительный объем средств поступает из федерального бюджета. Область, в свою очередь, имеет обязательства как в рамках долевого финансирования по соглашениям о предоставлении федеральных субсидий, так и в части достижения целевых показателей и результатов, предусмотренных неденежными соглашениями. И первое, и второе зачастую влечет за собой дополнительные расходы.

Так, получатель федеральной субсидии на создание модельных муниципальных библиотек должен провести за свой счет капитальный ремонт помещений, в которых планируется размещение библиотек. Это ремонт и коммунальных систем, и фасадов, и замена окон, установка пандусов и тому подобное. Это существенные затраты. Или еще один пример. Показателем результативности использования средств, направленных на создание новых мест в школах и детских садах, является ввод в эксплуатацию новых объектов, что предполагает подключение инженерных сетей, закупку инвентаря, приобретение учебных пособий и другие расходы. Решение таких задач требует консолидации бюджетных средств и максимальной мобилизации всех возможных резервов.

— В текущем году на реализацию нацпроектов в бюджете области предусмотрено 16,3 миллиарда рублей. Как распределены эти средства?

— Если говорить о направлениях, то на развитие человеческого капитала — 7,8 миллиарда рублей, комфортную среду для жизни — 7,7 миллиарда, экономический рост — 0,8 миллиарда рублей (рисунок). В разрезе национальных проектов наибольший объем денежных средств приходится на «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 5,9 миллиарда рублей, «Демографию» — 4,5 миллиарда, «Образование» — 1,6 миллиарда, «Жилье и городскую среду» — 1,5 миллиарда и «Здравоохранение» — 1,5 миллиарда рублей.

— По вашему мнению, есть сейчас в регионе риски неисполнения нацпроектов?

— Сложности, которые возникали поначалу, постепенно уходят. На федеральном уровне решены вопросы упрощения закупочных процедур, своевременного пообъектного распределения средств, открытия лимитов и контрактования за пределами финансового года. В то же время следует отметить отсутствие единых подходов к определению горизонтов планирования при заключении денежных соглашений.

На сегодня в регионе по каждому проекту установлены результаты, целевые показатели и контрольные точки, определены мероприятия, необходимые для их достижения. Имеющиеся отдельные риски носят текущий характер и своевременно отрабатываются исполнителями проектов. Все установленные для региона показатели планируем достичь в полном объеме.

— Область участвовала в госпрограммах, у нее были свои региональные программы, как проходила их интеграция с появившимися нацпроектами?

— В настоящее время 11 из 19 государственных программ области интегрированы с нацпроектами и стали инструментами их реализации. В качестве структурных элементов соответствующих госпрограмм введены мероприятия национальных проектов.

Выделено пять пилотных программ в ключевых сферах — здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, жилищной политике и дорожном хозяйстве, с помощью которых отрабатываются механизмы управления проектной и процессной частями госпрограмм. Проектная часть представлена 40 региональными и ведомственными проектами, обеспечивающими стратегическое развитие области, процессная — сопутствующими мероприятиями госпрограмм.

Для органов исполнительной власти субъектов РФ реализована возможность утверждения паспортов региональных проектов и соглашений по ним в системе «Электронный бюджет». Поэтому оперативность, несмотря на усложнение структуры программ, не пострадала.

— Нацпроекты упростили работу по управлению бюджетными средствами или усложнили ее?

— В целом внедрение нацпроектов в госпрограммы позволило усилить направления, имеющие высокую социальную значимость, обеспечить более четкую взаимосвязь между объемами финансирования и достигнутыми результатами и одновременно создало дополнительные возможности для текущего мониторинга и контроля их реализации.

— Как повлияла на достижение вашей цели — создание бюджета развития области — работа по реализации нацпроектов?

— По большому счету, национальные проекты — это и есть бюджет развития. Они концентрируют значительные ресурсы для решения масштабных задач социально-экономического развития, поставленных президентом страны. Львиная доля финансирования идет на логистику, развитие инженерной и социальной инфраструктуры территорий. Это, в свою очередь, позволит повысить инвестиционную привлекательность региона, раскрыть его потенциал. Цифры показывают, что в этом году расходы капитального характера в бюджете области возросли к уровню прошлого года в два раза, а их структурная доля достигла 16 процентов против прошлогодних девяти.

— Необходима ли вам поддержка Федерации или регион сам в состоянии справиться со стоящими перед ним задачами?

— Безусловно, поддержка федерального центра необходима — как в части реализации новых инфраструктурных проектов, так и при предоставлении послаблений для инвесторов. Имеется в виду создание территорий с режимом, благоприятным для ведения бизнеса, — особых экономических зон, технопарков и прочего. Мы, в свою очередь, готовы оказывать всестороннюю поддержку инвестору — предоставлять региональные налоговые льготы и иные преференции при запуске новых производств и модернизации действующих.

Необходимые инструменты для этого у области имеются. Например, сейчас в законодательном органе рассматривается законопроект об инвестиционном налоговом вычете.

Как сказал Владимир Владимирович Путин, конечная цель всех мероприятий, заключенных в национальных проектах, — поставить экономику на новые рельсы и на этой базе поднять уровень жизни граждан. Мы последовательно идем к ней.

— Как Саратовская область в рамках реализации нацпроектов работает со своими муниципалитетами? Они ведь уже подключились к процессу. Каков порядок вашего взаимодействия?

— Муниципалитеты области участвуют в пяти нацпроектах и выполняют задачи десяти федеральных проектов с совокупным объемом финансирования около 7 миллиардов рублей. Практически вся сумма — это средства федерального и регионального бюджетов, поступающие по соглашениям о предоставлении субсидий.

Соглашения с муниципалитетами области также заключаются через систему «Электронный бюджет». С учетом положительного опыта ее использования мы обратились на федеральный уровень с просьбой предоставить доступ к системе для заключения соглашений и по другим межбюджетным трансфертам местным бюджетам, а не только в рамках федерального софинансирования.

При формировании бюджетных проектировок на текущий год было принято решение зарезервировать в областном бюджете средства на нацпроекты. Это позволило нам беспроблемно приступить к их реализации — обязательства, необходимые для достижения показателей результативности, даже если они возникают сверх установленного уровня софинансирования, своевременно обеспечиваются бюджетными средствами. Такой подход полностью оправдал себя и будет применяться и в дальнейшем.

— Поощряет ли область лучшие муниципалитеты?

— Средства на поощрение как отдельный вид межбюджетных трансфертов мы начали предоставлять муниципалитетам региона в 2018 году. Методика их распределения учитывает результаты работы органов местного самоуправления по увеличению налоговых и неналоговых доходов, исполнению расходных обязательств без наращивания просроченной кредиторской задолженности, обеспечению открытости бюджетных данных. Получателями стимулирующих выплат становятся десять муниципалитетов, которые имеют наилучший результат по каждому из показателей.

Созвучна целям нацпроектов и программа поддержки местных инициатив. Она реализуется в области третий год, и активность населения постоянно возрастает. На сегодня реализовано уже более 200 проектов в городских и сельских поселениях области. Мы увеличили объемы со стартовых 20 миллионов до 80 миллионов рублей в текущем году. На следующий год поставлена задача довести региональное финансирование программы до 120 миллионов рублей.

— В целях укрепления доходной базы местных бюджетов в текущем году в стране продолжается практика передачи муниципальным образованиям дополнительных доходных источников. Пользуется ли Саратовская область этим правом?

— Закрепление за местными бюджетами дополнительных доходных источников по единым нормативам отчислений, безусловно, действенный способ мотивации к развитию налоговой базы. Однако он применим не для всех регионов. В Саратовской области база по налогам распределена крайне неравномерно. С территорий трех муниципалитетов, в которых проживает немногим более половины населения региона, в бюджетную систему области поступает свыше 70 процентов налога на доходы физических лиц, более 80 процентов упрощенки, 87 процентов налога на имущество организаций, около 95 процентов налога на прибыль.

В данных условиях максимальные преимущества от передачи части налоговых доходов получат муниципальные образования с высоким уровнем социально-экономического развития. Это приведет к дальнейшей дифференциации местных бюджетов и усилит риски несбалансированности регионального бюджета. Поэтому мы преимущественно используем в работе другие механизмы стимулирования, в том числе предоставление финансовой помощи поощрительного характера, установление ограничения на показатель темпов роста налоговых доходов, который учитывается при распределении дотаций на выравнивание.

— К настоящему моменту Саратовская область заметно сократила долговые обязательства, уменьшила нагрузку на бюджет, замещая банковские кредиты бюджетными. Каковы дальнейшие планы по работе с госдолгом?

— Последние три года региональный бюджет исполнялся с профицитом, без увеличения объема заимствований. В прошлом году за счет дополнительных доходов, полученных сверх запланированного объема, мы смогли погасить 2,4 миллиарда рублей задолженности по кредитам. Столь значительное снижение долга произошло впервые за последние десять лет.

В условиях волатильности ключевой ставки мы используем малейшую возможность для снижения платы за кредиты. По части займов удалось договориться с банками о снижении ставки, по остальным — перекредитоваться. На начало года средняя процентная ставка по привлеченным банковским кредитам была 8,27 процента годовых, сегодня она составляет 7,99 процента. Расходы на обслуживание долга в текущем году складываются на 108 миллионов рублей, или на 7,4 процента ниже прошлогоднего уровня.

Наша основная задача — поддержание долга на экономически безопасном уровне. А для этого необходимо работать над увеличением доходной базы региона. Целевой ориентир к началу 2025 года — снижение уровня долга и его рыночной массы по отношению к налоговым и неналоговым доходам до 45 и 44 процентов соответственно.

— Увеличение доходной базы — задача, актуальная для любого региона. Каким образом эту работу выстраивает Саратовская область?

— Направления работы по увеличению доходной базы разнообразны. Это отмена неэффективных налоговых льгот, легализация теневого сектора, повышение бюджетной отдачи от транспортных средств, мониторинг хозяйственной деятельности и налоговых перечислений крупных налогоплательщиков и так далее. Работа ведется в рамках утвержденных планов и координируется межведомственной комиссией по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет. Такие же органы созданы в муниципалитетах.

На площадке УФНС России по Саратовской области рассматриваются предприятия, попадающие в зону налогового риска. То есть с низкой налоговой нагрузкой, зарплатой работников ниже среднеотраслевого уровня, имеющие хозяйственные отношения с сомнительными контрагентами. На выездных заседаниях комиссия заслушивает должников по налогам и страховым взносам, сельхозтоваропроизводителей с признаками скрытой занятости, занижения налоговой базы.

Для вовлечения в налоговый оборот объектов земельно-имущественного комплекса дополнены и уточнены отсутствующие или некорректные сведения о них, эта информация передана в органы Росреестра. Итогом этой деятельности за три последних года стала мобилизация в консолидированный бюджет области 2,3 миллиарда рублей налоговых доходов, во внебюджетные фонды — порядка 300 миллионов рублей. Были откорректированы сведения по 63 тысячам земельных участков, свыше 14 тысячам объектов капстроительства. Совокупный эффект от реализации мероприятий по бюджетной консолидации в части доходов составил за этот период порядка 9,5 миллиарда рублей.

— Вы отметили, что область проводит активную работу с недобросовестными работодателями в рамках решения задачи легализации трудовых отношений. Какой эффект получен?

— Данному направлению мы уделяем самое пристальное внимание. Это многоплановая работа, основанная на межведомственном взаимодействии — региональных органов власти, местных администраций, налоговой службы, контрольно-надзорных органов, внебюджетных фондов — Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, а также общественных организаций. Цель — побудить работодателя к добровольному оформлению трудовых отношений с работниками.

Мероприятия направлены на выявление и легализацию граждан, работающих без официального оформления, профилактическую работу с руководителями предприятий по недопущению применения ими теневых схем занятости. Особое внимание уделяем повышению правовой грамотности населения, разъясняем последствия получения зарплаты в конвертах. В результате принимаемых мер с начала текущего года в области оформили трудовые отношения более 25 тысяч человек. В консолидированный бюджет области дополнительно поступило свыше 60 миллионов рублей НДФЛ.

Источник: http://bujet.ru/article/391905.php

Май 2020

27

27 Май 2020

28

28 Май 2020

29

29 Май 2020

30

30 Май 2020

1

1 Май 2020

2

2 Май 2020

3

3 Май 2020

4

4 Май 2020

5

5 Май 2020

6

6 Май 2020

7

7 Май 2020

8

8 Май 2020

9

9 Май 2020

10

10 Май 2020

11

11 Май 2020

12

12 Май 2020

13

13 Май 2020

14

14 Май 2020

15

15 Май 2020

16 17

17 Май 2020

18

18 Май 2020

19

19 Май 2020

20

20 Май 2020

21

21 Май 2020

22

22 Май 2020

23 24

24 Май 2020

25

25 Май 2020

26

26 Май 2020

27

27 Май 2020

28

28 Май 2020

29

29 Май 2020

30

30 Май 2020

31

31 Май 2020