Правительство Саратовской области
Официальный портал
Главный потенциал Саратовской области - это её жители
Р.В.Бусаргин
Новости органов власти
Версия для печати«Область готова работать по новому Земельному кодексу»
С 1 марта вступают в силу серьезные поправки в этот документ
Новации в законодательстве позволят без торгов передавать участки под комплексную застройку
По сути, в стране проводится крупнейшая земельная реформа за последние десять лет. До ее старта осталось не так много. Какие изменения нас ожидают? На этот и другие вопросы «СОГ» отвечает председатель комитета по управлению имуществом Саратовской области Олег ГАЛКИН.
Продавать только после аукциона
– Олег Александрович, поправки в земельное законодательство коснутся всех без исключения органов власти, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению государственными, муниципальными и неразграниченными земельными участками. Эти изменения затронут и потенциальных пользователей этих участков?
– Для начала, чтобы понять, какими ресурсами мы располагаем, приведу некоторые цифры. По данным Росреестра, площадь земельных участков на территории области составляет более 10 млн гектаров. Из них около 4 млн – это площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
А теперь давайте перейдём непосредственно к рассмотрению изменений земельного законодательства. Кардинально меняется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Законом отменяется существующая система предоставления участков с предварительным согласованием места размещения объекта.
Передача свободных земельных участков в аренду либо их продажа станет проводиться исключительно по результатам аукциона. Решение о его проведении будет приниматься уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц.
Начальная аукционная цена участка, предоставляемого в аренду, будет устанавливаться по выбору уполномоченного органа – либо в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной стоимости, либо в процентном соотношении от кадастровой стоимости. Участок, выставленный на продажу, станет реализовываться по рыночной цене.
Еще одна поправка направлена на повышение конкуренции на земельном рынке. С 1 марта 2015 года арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лишаются преимущественного права на продление договора аренды без проведения торгов.
– Предусмотрена ли в законе возможность получения земельных участков без проведения торгов?
– Да, предусмотрена, но только в исключительных случаях, при наличии особых оснований. В обновлённом Земельном кодексе РФ перечень таких оснований достаточно обширен и состоит из 32 пунктов. Например, участки могут передаваться в соответствии с распоряжением Президента России или руководителя субъекта РФ, но только для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов установленным критериям. В нашей области такие критерии определены новой редакцией Закона «О земле». В ней указано, что масштабным инвестпроектом должны быть предусмотрены капвложения в основные средства, расположенные на территории региона, в размере не менее 50 млн рублей, а в строительстве – не менее 650 млн. Без торгов также будет осуществляться передача участков для комплексного освоения территории, размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В остальных случаях участки продаются на торгах.
Кроме того, участки будут выделяться работникам бюджетной сферы, нуждающимся в земельных наделах для индивидуального строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства. Такая мера позволит привлечь в малонаселенные муниципальные образования специалистов нужных профессий – врачей, учителей, агрономов и экономистов. Саратовским законодательством четко определены специальности и перечень из 206 поселений (расположенных в 28 муниципальных образованиях), где планируется выделение земельных участков для людей этих профессий.
По новому закону, такие льготники смогут получать землю в безвозмездное пользование, а по истечении шести лет – в собственность, причём начальная цена участков будет устанавливаться исходя из кадастровой стоимости.
Все проблемы решаемы
– Каковы особенности распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена?
– В нашем регионе, одном из первых в России, правила землепользования и застройки утверждены всеми муниципальными образованиями. А это означает, что на территории нашей области, как и многих других субъектов Федерации, с 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переходит на уровень поселений.
Оценивая степень готовности поселений к исполнению полномочий по распоряжению неразграниченными земельными участками, замечу, проблемы есть – муниципальным образованиям зачастую не хватает подготовленных специалистов, необходимого материально-технического обеспечения. Но одно можно сказать с уверенностью – все эти проблемы решаемы. И, комитет, в свою очередь, готов оказывать консультационную помощь органам местной власти по земельным вопросам.
– Олег Александрович, разъясните порядок безвозмездной передачи участков из федеральной собственности в областную или муниципальную.
– Ещё одним новшеством в земельном законодательстве стало определение конкретных оснований для безвозмездной передачи земельных участков федеральной собственности в муниципальную или в собственность субъектов Российской Федерации. Участки будут безвозмездно передаваться муниципальным образованиям при наличии генеральных планов, схем территориального планирования.
Достаточно чётко и ясно в законе прописаны основания, по которым принимается отрицательное решение по передаче земельного участка. Их перечень сузился до четырех пунктов. Так, могут отказать в передаче, если в соответствующем заявлении не указан кадастровый номер участка или не приложен проект межевания территории, либо имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Что особенно важно, закон определяет – отсутствие в кадастре недвижимости сведений о местоположении границ участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия отрицательного решения по вопросу передачи этого участка.
Я обозначил только ключевые изменения, которые нас ждут с 1 марта. Но даже они дают возможность осознать, насколько сейчас важно пересмотреть и перестроить работу органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Мы прекрасно понимаем, что начать этот процесс необходимо с проведения разъяснительной работы.
Так, в конце прошлого года по нашей инициативе на базе академии права был проведен однодневный учебно-консультативный семинар для руководителей муниципальных образований и сельских поселений по вопросам практического применения нового земельного законодательства. Кроме того, открытой площадкой для обсуждения этого вопроса и обмена мнениями стало прошедшее в январе заседание коллегии комитета. Разъяснительная работа как среди населения, так и среди органов местного самоуправления будет проводиться и впредь в плановом режиме в течение всего года.
– На какой стадии процесс приведения профильного регионального законодательства в соответствие федеральному?
– На завершающей. В новой редакции принят закон о земле, внесены изменения в закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям и закон о предоставлении в безвозмездное пользование участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На стадии принятия находятся шесть проектов постановлений правительства области. В ближайшее время на рассмотрение депутатов облдумы и общественности будет вынесен проект постановления по порядку определения цены продажи земельных участков, находящихся в региональной собственности.
Подводя итоги, хочу подчеркнуть, область в целом готова работать по новому Земельному кодексу.
Вопросы задавал Петр СИМОНОВ
В ТЕМУ
Изменения в Земельный кодекс РФ конкретизируют перечень земельных участков, которые не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов. Так, в него включены:
– участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, в том числе и по решению межведомственного коллегиального органа, образованного в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;
– участки из земель сельхозназначения, предоставленные федеральным предприятиям и учреждениям, созданным РФ некоммерческим организациям, за исключением земельных участков, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования земельного участка.
«Саратовская областная газета»
№ 28 (3587) от 19.02.2015 г.
Май 2022
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |