В соответствии с поручением Губернатора области В.В. Радаева, а также в целях реализации Федерального закона
от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закона Саратовской области от 28 апреля 2015 года № 56-ЗСО «О стратегическом планировании в Саратовской области» Правительством Саратовской области начата работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года.
В целях выявления диспропорций в развитии региона, проблем, потребностей и ожиданий бизнеса, а также прогнозирования инвестиционных потоков, проведено анкетирование региональных хозяйствующих субъектов всех видов экономической деятельности. Анкеты представили 73 предприятия Саратовской области, определяющих развитие соответствующего вида экономической деятельности и оказывающих, в том числе, существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Саратовской области.
Анкетирование включало в себя опрос по всем сферам деятельности предприятий, в том числе рынков сбыта производимой продукции, трудовых ресурсов, финансового и реального капиталов и других. На основе обобщенных результатов опроса выявлены основные особенности хозяйственной деятельности предприятий Саратовской области.
В качестве основных конкурентных преимуществ производимой продукции большинство предприятий отметили следующие: низкая стоимость продукции, высокие технико-экономические характеристики продукции (эксплуатационные свойства), высокое качество и надежность, применение инновационных технологий и материалов, наличие сервисного обслуживания, экологичность, длительный срок эксплуатации изделий, широкий ассортимент продукции, широкий модельный ряд. Предприятия пищевой промышленности видят свое преимущество в использовании натурального сырья (без применения ГМО), экологической безопасности, использовании уникальных рецептур, высоких вкусовых свойствах.
Практически все предприятия области имеют устойчивые кооперационные связи с поставщиками комплектующих изделий, дилерами, транспортными компаниями, с потребителями производимой продукции, с предприятиями розничной торговли. У предприятий пищевой промышленности налажена кооперация с местными сельхозпроизводителями.
За период с 2012 года некоторыми предприятиями (15% от числа опрошенных) не реализованы инвестиционные проекты в связи с нестабильной макроэкономической ситуацией, высокой стоимостью заемных средств и др.
Многие хозяйствующие субъекты испытывают трудности с реализацией продукции, основными причинами этого являются: повышение цен на сырье и материалы, ухудшение макроэкономической конъюнктуры, снижение покупательской способности, недостаток оборотных средств и др.
В перспективе значительное количество предприятий будут нуждаться в:
специалистах в области науки и техники: инженер-технолог, инженер-механик, инженер химик, инженер-электроник, инженер специалист по криогенной технике, инженер по оснастке, инженер-конструктор, инженер-программист, инженер-приборостроитель, инженер-теплотехник, инженер-материаловед;
среднем специальном персонале в сельском хозяйстве: зоотехник, ветеринарный фельдшер, агроном-технолог, зоотехник-селекционер;
квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта: станочники (фрезеровщик, токарь, зуборезчик, зубошлифовщик, формовщик), наладчик, аппаратчик, машинист крана, газорезчик, сталевар, обрубщик литья, швея, печатник, электрогазосварщик, бетонщик, электрик, электромонтажники и ремонтники, слесарь-сборщик, оператор производственных установок и машин, слесарь-ремонтник, специалист-техник.
Многие предприятия при приеме на работу отдают предпочтение выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Саратовской области, таким как:
-
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»;
-
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»;
-
Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»;
-
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова»;
-
ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»;
-
ГАПОУ СО «Саратовский колледж строительных мостов и гидротехнических сооружений»;
-
Саратовский колледж машиностроения и экономики ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»;
-
ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных технологий»;
-
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»;
-
ГАПОУ СО «Энгельсский промышленно-экономический техникум»;
-
Балаковский инженерно-технологический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
Уровнем подготовки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Саратовской области удовлетворены:
-
полностью – 11,6% предприятий;
-
частично – 76,8% предприятий;
-
не удовлетворены – 11,6% предприятий.
На многих предприятиях ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:
-
собственными силами – 53,4% предприятий;
-
собственными силами с привлечением иностранных контрагентов – 6,8% предприятий.
Внедряются инновации различного типа:
-
технологические – 38 предприятий (52%);
-
управленческие – 15 предприятий (20,5%);
-
организационные – 12 предприятий (16,4%);
-
прочие (в т.ч. продуктовые) – 7 предприятий (9,6%).
Большинство предприятий имеют долгосрочные стратегии (программы) развития:
-
до 2020 года имеют программы развития 37 предприятий (63,8%);
-
до 2025 года – 2 предприятия (3,4%);
-
до 2030 года – 2 предприятия (3,4%);
-
на другой период – 17 предприятий (29,4%).
В долгосрочных стратегиях (программах) развития предприятий отражены:
Рыночные цели:
-
увеличение доли внутреннего рынка за счет увеличения объема продаж профильной продукции – 52 предприятия (53,6%);
-
увеличение доли внешнего рынка за счет освоения инновационных продуктов – 17 предприятий (17,5%);
-
диверсификация видов деятельности – 17 предприятий (17,5%);
-
другие цели – 11 предприятий (11,3%).
Экономические цели:
-
повышение финансовой устойчивости (стабильности) предприятия – 55 предприятий (75,3%);
-
повышение инвестиционной привлекательности предприятия – 25 предприятий (34,2%);
-
повышение производительности труда – 53 предприятия (72,6%);
-
повышение заработной платы и компенсационных выплат сотрудникам – 39 предприятий (53,4%);
-
другие цели – 4 предприятия (5,5%).
Организация эффективных взаимоотношений с потребителями/партнерами в целом по Российской Федерации и за рубежом:
-
совершенствование форм взаимодействия с разными категориями потребителей/партнеров – 34 предприятия (46,6%);
-
повышение у имеющихся потребителей/партнеров степени их лояльности предприятию – 31 предприятие (42,5%);
-
привлечение к сотрудничеству новых потребителей/партнеров на внутреннем и внешнем рынках – 46 предприятий (63%);
-
другие цели – 5 предприятий (6,8%).
Продвижение бренда:
-
повышение степени инвестиционной привлекательности бренда предприятия в целом по РФ и за рубежом – 25 предприятий (34,2%);
-
повышение степени узнаваемости бренда потребителями/партнерами в целом по РФ и за рубежом – 33 предприятия (45,2%);
-
увеличение числа лояльных к бренду потребителей/партнеров в целом по РФ и за рубежом – 31 предприятие (42,5%);
-
другие цели – 2 предприятия (2,7%).
Предприятиями оценены степени влияния рисков на реализацию своих стратегий (программ) развития (рыночные, финансовые, региональные, правовые, кадровые, репутационные риски). Отметили высокую степень влияния рисков, связанных с:
-
ужесточением конкуренции на внешних рынках – 17 предприятий (23,3% опрошенных предприятий);
-
снижением спроса на профильную продукцию – 27 предприятий (37%);
-
выводом на рынок конкурентами улучшенных/модернизированных, в том числе инновационных, видов профильной продукции – 10 предприятий (13,7%);
-
снижением покупательской способности потребителей/партнеров профильной продукции – 34 предприятия (46,6%);
-
ухудшением финансовых результатов деятельности предприятия – 30 предприятий (41,1%);
-
невозможностью привлечения инвестиций в необходимом объеме – 26 предприятий (35,6%);
-
ухудшением/улучшением финансовых показателей предприятия, вследствие колебаний курсов иностранной валюты – 29 предприятий (39,7%);
-
изменением таможенного регулирования предприятий – 8 предприятий (11%);
-
неисполнением своих обязательств контрагентами – 28 предприятий (38,4%);
-
неспособностью предприятием обеспечить исполнение в срок своих финансовых обязательств – 16 предприятий (21,9%);
-
отсутствием возможности использования потенциала кооперации внутри Саратовской области и в РФ – 9 предприятий (12,3%);
-
дополнительными транзакционными издержками из-за логистических проблем внутри Саратовской области и с соседними регионами – 7 предприятий (9,6%);
-
изменением налогового законодательства – 17 предприятий (23,3%);
-
промышленной и экологической безопасностью – 9 предприятий (12,3%);
-
информационными технологиями (потери конфиденциальности информации, содержащейся в хранилищах баз данных предприятия) – 12 предприятий (16,4%);
-
отсутствием квалифицированного персонала со средним профессиональным образованием по профильным для предприятия профессиям – 29 предприятий (39,7%);
-
отсутствием квалифицированного персонала с высшим образованием по профильным для предприятия профессиям – 19 предприятий (26%);
-
удержанием квалифицированного персонала по профильным для предприятия профессиям – 11 предприятий (15%);
-
снижением репутационного капитала, являющиеся производными от вышеуказанных, и которые могут отражаться на всей хозяйственной деятельности предприятия – 11 предприятий (15%).
Отдельные предприятия высказались о необходимости оказания государственной поддержки по следующим направлениям:
-
инвестиции в развитие инновационных продуктов, бизнес-инкубаторов, инновационных зон и технопарков в муниципальных районах области – 17 предприятий (23,3%);
-
развитие сети учебных заведений среднего профессионального образования по профилю деятельности предприятия – 29 предприятий (39,7%);
-
совершенствование системы вузовского и послевузовского образования, с учетом новых требований к выпускникам и новых специальностей – 30 предприятий (41,1%);
-
создание логистических цепочек/центров – 13 предприятий (17,8%);
-
снижение бюрократических барьеров в отношениях предприятия с государственными, в том числе контролирующими, органами – 42 предприятия (57,5%);
-
предоставление налоговых льгот для разработки и производства инновационных продуктов – 36 предприятий (49,3%);
-
льготное кредитование инновационных направлений деятельности – 34 предприятия (46,6%);
-
повышение степени инвестиционной привлекательности муниципальных районов области и приоритетных для Саратовской области отраслей – 29 предприятий (39,7%);
-
продвижение имиджа Саратовской области и ее ключевых производителей – 37 предприятий (50,7%).
Наиболее актуальные из высказанных предприятиями предложений и пожеланий будут учтены Правительством области при разработке Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года.