Эксперты обсудили развитие территории бывшего аэропорта «Саратов-Центральный»

07.08.2020
616

Эксперты обсудили развитие территории бывшего аэропорта «Саратов-Центральный»

Прошла финальная экспертная сессия, организованная в рамках открытого международного конкурса на лучшие архитектурно-градостроительные проекты комплексного развития территорий центральной части Саратова. Темой встречи стало развитие территории бывшего аэропорта «Саратов – Центральный».

В экспертной сессии приняли участие Марина Лобанова, заместитель министра строительства и ЖКХ Саратовской области, главный архитектор области, Виталий Желанов, главный архитектор города Саратова, Владимир Вирич, генеральный директор ОАО «НИПИ Гипропромсельстрой», главный архитектор города Саратова в 2002 — 2009 годах, Сергей Дядченко, заведующий кафедрой «Архитектура» УРБАСа СГТУ, Виталий Кудрявцев, заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» УРБАСа СГТУ, Евгений Спирин, архитектор, член Правления Саратовского отделения Союза архитекторов, руководитель архитектурного бюро Spirin Architects, Михаил Волков, бизнесмен, член Общественной палаты региона, и другие специалисты.

До начала мероприятия в Саратове был проведен социологический опрос. Тысяча респондентов ответили на ряд вопросов о территории старого аэропорта. Согласно результатам опроса, 63% саратовцев считают главной проблемой этого участка плохое состояние дворов и улиц, 41% — плохую экологию, 30% отметили, что в районе мало возможностей для спорта.  

Еще один опрос прошел в группе «Типичный Саратов» в социальной сети ВКонтакте. 53% респондентов-подписчиков страницы считают, что в первую очередь на территории должны появиться парки, 17% отдают предпочтение появлению новых рабочих мест вместе с жилым районом, 14% написали о важности транспортной доступности территории.

Михаил Волков отметил, что «аэропорт — не просто место для застройки, он должен формировать магистральные пути для связи различных частей города». Говоря о функциональном наполнении, эксперт подчеркнул важность появления культурных учреждения, делового центра, парков и жилья.

Необходимость появления жилой застройки поддержал Владимир Вирич: «Там уже создан центр торгового развития, но сам по себе он существовать не может. Поэтому должны быть и жилые образования. Наверное, они должны быть не микрорайонного характера, а квартального, но не без высотных акцентов. Это должен быть альтернативный центр, где допускается строительство высоток». Эксперт также отметил особенность планировочной структуры, которую задают перекрещенные две взлетно-посадочные полосы. Эта структура позволит создать новые магистральные дороги, а понижение рельефа дорог даст возможность создать единую комфортную пешеходную зону. 

Архитектор Сергей Лазарев также отметил большой потенциал территории:«140 гектаров — это достаточно большая территория. Для Саратова она беспрецедентная, и позволяет разместить все функции. Цель этого конкурса — найти точку баланса, в которой каждое решение будет усиливать другие».

Марина Лобанова рассказала: «Современная экономика создает новые требования к среде от места работы до места досуга и проживания. Период пандемии создал преференции для игроков online-бизнеса. Роль «цифры» увеличилась и компаниям нужно офисное оборудование с мощной информационно-телекоммуникационной начинкой. Необходимо создать новый формат городского пространства – «цифровую недвижимость». Исходя из потребностей рынка и понимая, что территория старого аэропорта будет освоена в течение 15-20 лет, я считаю правильным использовать в его застройке новые технологии, которые используются при создании «умного города». Необходимо принять участие в процессе цифровизации уже сейчас, чтобы не опоздать в дальнейшем. Новая форма бизнеса, размещенная на территории старого аэропорта, станет точкой роста в развитии Саратовской агломерации».

Эксперты также обсудили транспортную систему. В частности, Сергей Дядченко привел в пример организацию транспортной системы в исторической части города, которая представляет собой сетевую систему дорог. «Они позволяют эффективно решать проблемы, обеспечивать транспортную доступность. Время показало, что эта система работает. За историческим городом система дорог иерархическая. Там идет примыкание многих дорог. В итоге мы имеем две системы: сетевую и иерархическую. И если мы говорим о новом центре, то, по логике, он должен включить в себя сетевые элементы», — считает Дядченко.

Денис Жабкин, краевед, блогер, обратил внимание на важность сохранения здания аэропорта, которое является ценным с точки зрения архитектуры и напоминает саратовцам о путешествиях. Об архитектурной особенности здания аэропорта и необходимости его сохранения также сказала Наталья Коляденко, эксперт в области охраны объектов культурного наследия.

Максим Сиденко заместитель главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по городскому хозяйству, поднял тему развития общественного транспорта: «Одна из задач – это создание условий, при которых автолюбители пересядут на качественный, быстрый, удобный и экологичный общественный транспорт».

Полная запись дискуссии доступна по ссылке: https://youtu.be/F0Vrv9LOXLk
Полное расписание экспертных сессий доступно на официальном сайте конкурса по ссылке: http://saratov-competition.com/.

Международный конкурс проводится по Соглашению о сотрудничестве в области развития территории Саратовской области между Фондом ДОМ.РФ и Правительством Саратовской области, администрацией МО «Город Саратов», администрациями Саратовского, Татищевского, Энгельсского районов. Оператором конкурса выступит консалтинговая компания КБ Стрелка. Конкурс проводится при поддержке Международного сообщества городских и региональных планировщиков (International Society of City and Regional Planners, ISOCARP).

Министерство строительства и ЖКХ области, КБ Стрелка

Сентябрь 2020

31

31 Сентябрь 2020

1

1 Сентябрь 2020

2

2 Сентябрь 2020

3

3 Сентябрь 2020

4

4 Сентябрь 2020

5 6

6 Сентябрь 2020

7

7 Сентябрь 2020

8

8 Сентябрь 2020

9

9 Сентябрь 2020

10

10 Сентябрь 2020

11

11 Сентябрь 2020

12 13

13 Сентябрь 2020

14

14 Сентябрь 2020

15

15 Сентябрь 2020

16

16 Сентябрь 2020

17

17 Сентябрь 2020

18

18 Сентябрь 2020

19

19 Сентябрь 2020

20

20 Сентябрь 2020

21

21 Сентябрь 2020

22

22 Сентябрь 2020

23

23 Сентябрь 2020

24

24 Сентябрь 2020

25

25 Сентябрь 2020

26

26 Сентябрь 2020

27

27 Сентябрь 2020

28

28 Сентябрь 2020

29

29 Сентябрь 2020

30

30 Сентябрь 2020

1

1 Сентябрь 2020

2

2 Сентябрь 2020

3

3 Сентябрь 2020

4

4 Сентябрь 2020