Ирина Седова рассказала о создании специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — Правительство Саратовской области

Ирина Седова рассказала о создании специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

30.11.2017
6778

Ирина Седова рассказала о создании специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

В Саратовской области большое внимание уделяется решению проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обеспечению доступности образования. О работе в этом направлении рассказала на заседании Правительства Саратовской области и.о. министра образования Ирина Седова.

Саратовская область относится к числу регионов, где создана система специального обучения. А родители имеют возможность выбора образовательного маршрута для своего особенного ребенка. Внедряются различные формы получения образования детьми с особыми образовательными потребностями, включающие специальное, интегрированное и инклюзивное образование.

- В регионе создана эффективная модель взаимодействия систем образования, здравоохранения, социального развития, общественных организаций, муниципальных органов власти. Системе образования в этой модели отведена функция не только обучения, но и психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями. Эту работу координирует региональный Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. С 2016 года центром разработано 4687 индивидуальных программ психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов.  При разработке таких программ учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Действует единая электронная база, связывающая центр и муниципальные районы области, по исполнению индивидуальных программ, - рассказала Ирина Седова.

Для раннего выявления детей-инвалидов и определения мер по их реабилитации и абилитации на базе регионального Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения действует центральная психолого-медико-педагогическая комиссия области. Работа специалистов комиссии в 2017 году признана лучшей на территории Российской Федерации. Наряду с центральной действуют 6 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.

Службы ранней помощи созданы также на базе 294-х детских садов и 6-ти государственных образовательных учреждений.

На сегодняшний день особые условия для получения детьми дошкольного образования созданы в 15% дошкольных учреждений, где действуют группы компенсирующей и комбинированной направленности. Кроме того, в четырех государственных школах-интернатах Саратова и Энгельса действуют отделения, реализующие программы дошкольного образования для 135 детей с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

В системе общего образования работает 151 интегрированный класс, 453 класса, реализующие инклюзивное образование, один региональный и 35 муниципальных центров дистанционного образования детей-инвалидов.  

В области функционируют 6 государственных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, 16 учреждений  для детей с нарушениями интеллекта.

- Саратовская область - один из немногих регионов Российской Федерации, где сохранена сеть отдельных специализированных образовательных организаций по всем спектрам нарушений здоровья, - отметила Ирина Седова.

Адаптированные образовательные программы реализуют 21,4% профессиональных образовательных организаций. В них обучается 701 студент с ограниченными возможностями здоровья и 172 студента из числа инвалидов. Высшее образование получают 166 таких студентов.

С  прошлого года работа по профессиональному обучению  детей-инвалидов вышла на новый качественный уровень. Это связано с созданием при поддержке федерального бюджета базовой профессиональной организации, которой стал саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания, а также со вступлением области в движение  «Абилимпикс».

В прошлом году Саратовская область впервые приняла участие в этом чемпионате. Наш представитель Маляк Алиева заняла 2 место на чемпионате по компетенции «Флористика». В октябре этого года состоялся региональный отборочный этап III Национального конкурса «Абилимпикс». В нем участвовало 30 школьников и студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. 6 победителей регионального этапа с 1 по 3 декабря примут участие в национальном чемпионате «Абилимпикс–2017» в Москве. 

- Создание специальных условий в образовательных организациях области осуществляется в рамках госпрограммы РФ «Доступная среда». С 2012 года участниками программы стали 117 образовательных организаций. Что особенно важно, ребята могут развивать свои способности на занятиях дополнительного образования. На сегодняшний день программами дополнительного образования охвачено 30% детей-инвалидов в возрасте 5-18 лет, - рассказала Ирина Седова.

С 2013 года во взаимодействии с Центром народной музыки «Кристалл-Балалайка» в области проходит открытый межрегиональный фестиваль-конкурс художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Аленький цветочек». Ежегодно его участниками становятся более 500 детей.

Проводимая работа по созданию специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями требует не только необходимого материально-технического обеспечения, но и специально подготовленных кадров.

Саратовский государственный университет ежегодно выпускает бакалавров и магистров по таким специальностям как «логопедия», «специальная психология». А с 1 сентября этого года университет начал реализовывать программы по подготовке сурдопедагогов.

Областной институт развития образования за 3 года осуществил переподготовку и повышение квалификации более 4 тыс. логопедов, психологов, дефектологов. Институтом разработано 17 программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования. А программа тренинга «Формирование готовности педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве» в этом году стала победителем IX Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы».

- Проделана огромная работа для того, чтобы дети с особыми потребностями могли получать качественное образование. Наша задача – сделать так, чтобы каждая семья, воспитывающая особенного ребенка, ощущала поддержку всех государственных структур, - отметила Ирина Седова.

Министерство образования области

Апрель 2024

1

1 Апрель 2024

2

2 Апрель 2024

3

3 Апрель 2024

4

4 Апрель 2024

5

5 Апрель 2024

6 7

7 Апрель 2024

8

8 Апрель 2024

9

9 Апрель 2024

10

10 Апрель 2024

11

11 Апрель 2024

12 13

13 Апрель 2024

14
15

15 Апрель 2024

16

16 Апрель 2024

17

17 Апрель 2024

18

18 Апрель 2024

19

19 Апрель 2024

20

20 Апрель 2024

21
22

22 Апрель 2024

23

23 Апрель 2024

24

24 Апрель 2024

25

25 Апрель 2024

26

26 Апрель 2024

27

27 Апрель 2024

28

28 Апрель 2024

29

29 Апрель 2024

30

30 Апрель 2024

1

1 Апрель 2024

2

2 Апрель 2024

3

3 Апрель 2024

4

4 Апрель 2024

5

5 Апрель 2024