Об имеющихся у представительного органа муниципального образования действенных мерах воздействия по отношению к главе муниципального образования, не исполняющего должным образом свои полномочия — Правительство Саратовской области

Об имеющихся у представительного органа муниципального образования действенных мерах воздействия по отношению к главе муниципального образования, не исполняющего должным образом свои полномочия

28.06.2022
252

Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2437-О, от 25.01.2012 № 114-О-О, от 16.07.2013 № 1241-О).

Удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления; при этом действующее законодательство закрепляет ряд гарантий главы муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку, а также соблюдения прав и законных интересов населения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2011 № 1264-О-О, от 25.01.2012 № 114-О-О и от 16.07.2013 № 1241-О).

Помимо того что основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является данная два раза подряд неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования, при рассмотрении данного вопроса в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны обеспечиваться: заблаговременное получение главой муниципального образования уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку (п. 1 ч. 13 ст. 74.1); предоставление главе муниципального образования возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (п. 2 ч. 13 ст. 74.1).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 8 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, решения представительного органа муниципального образования, связанные с удалением главы муниципального образования в отставку, не должны носить произвольный характер, а процедура их принятия может подвергаться судебной проверке (глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения).

Если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (ч. 14 ст.74.1). Это особое мнение главы муниципального образования по вопросу удаления его в отставку подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с решением представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку (ч. 15 ст. 74.1).

 Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления И.А. Гусев     

                                            

 

Август 2022

1

1 Август 2022

2

2 Август 2022

3

3 Август 2022

4

4 Август 2022

5

5 Август 2022

6 7
8

8 Август 2022

9 10

10 Август 2022

11

11 Август 2022

12

12 Август 2022

13

13 Август 2022

14

14 Август 2022

15

15 Август 2022

16

16 Август 2022

17

17 Август 2022

18

18 Август 2022

19

19 Август 2022

20

20 Август 2022

21

21 Август 2022

22

22 Август 2022

23

23 Август 2022

24

24 Август 2022

25

25 Август 2022

26

26 Август 2022

27

27 Август 2022

28

28 Август 2022

29

29 Август 2022

30

30 Август 2022

31

31 Август 2022

1

1 Август 2022

2

2 Август 2022

3

3 Август 2022

4

4 Август 2022