Россия опережает намеченный график вхождения в десятку лучших стран мира по качеству общего образования

07.04.2021
1071

Россия опережает намеченный график вхождения в десятку лучших стран мира по качеству общего образования

Россия в 2020 году существенно улучшила свои показатели по читательской и математической грамотности 15-летних школьников, показали результаты общероссийского исследования по модели PISA, проводившегося осенью прошлого года. Эти результаты, наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS, лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.

По читательской грамотности результат российских школьников повысился с 488 баллов в 2019 году до 492 баллов в 2020 году, место России в мировом рейтинге – с 26 до 24. Показатель математической грамотности продемонстрировал еще более существенный рост – с 483 до 494 баллов, по нему Россия поднялась с 33 на 27 место. По естественно-научной грамотности результат несколько снизился – с 479 до 472 баллов, по этому показателю Россия в 2020 году находилась на 36 месте.

Показатель «средневзвешенное место России», рассчитываемый на основе результатов исследований PISA, PIRLS и TIMSS, составил 13,5, превысив намеченный в рамках национального проекта «Образование» плановый показатель для 2020 года – 14.

«Несмотря на пандемию и то, что последнюю четверть прошлого учебного года школьники находились на дистанционном обучении, у нас наблюдается хорошая динамика результатов по читательской и математической грамотности. И педагоги, и органы управления образованием сделали все, чтобы удержать качество образования наших школьников и не дать снизить тот уровень, который был. Результат России в исследовании PISA выше среднего по ОЭСР, но именно умение наших школьников применять теоретические знания на практике, проверяемое этим исследованием, требует пристального анализа и работы», - прокомментировал в ходе пресс-конференции полученные результаты министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что позитивный вклад в динамику результатов российских школьников внесла реализация проекта «500+», целью которого является оказание помощи школам с низкими образовательными результатами. Также положительный эффект дало формирование открытого банка заданий по функциональной грамотности, который школы могут использовать на своих уроках. «Исследование было проведено в сложных условиях, когда регионы вводили различные карантинные меры. Но тем не менее мы успели его провести и получить репрезентативную выборку», - рассказал руководитель Рособрнадзора.

Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко рассказал, что в общероссийской выборке в рамках исследования 2020 года поучаствовали около 6 тысяч 15-летних обучающихся 200 школ и колледжей из 43 регионов Российской Федерации.

«Читательская и математическая грамотность – навыки, которые можно достаточно хорошо развивать при обучении в дистанционном режиме. Понижение результатов по естественно-научной грамотности можно объяснить трудностями, связанными с пандемией, поскольку здесь огромное значение имеет навык выполнения практических заданий с использованием лабораторного оборудования, что было затруднено в течение нескольких месяцев, предшествующих исследованиям», - прокомментировал результаты исследования Сергей Станченко.

Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что естественно-научной подготовке российских школьников планируется уделить особое внимание. Все сельские школы будут оснащены необходимым оборудованием, чтобы учащиеся имели возможность выполнять на уроках практические задания.

Справочно:

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Инструментарий исследования PISA включает в себя тест и анкету для учащегося, а также анкету для администрации школы.

Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла. В 2019 году в России стартовал проект, в рамках которого до 2024 года все регионы проведут оценку знаний школьников по модели PISA. Также ежегодно проводится оценка по общероссийской выборке, чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику.

Пресс-служба минобразования области

Июнь 2021

31

31 Июнь 2021

1

1 Июнь 2021

2

2 Июнь 2021

3

3 Июнь 2021

4

4 Июнь 2021

5 6

6 Июнь 2021

7

7 Июнь 2021

8

8 Июнь 2021

9

9 Июнь 2021

10

10 Июнь 2021

11

11 Июнь 2021

12

12 Июнь 2021

13

13 Июнь 2021

14

14 Июнь 2021

15

15 Июнь 2021

16

16 Июнь 2021

17

17 Июнь 2021

18

18 Июнь 2021

19 20

20 Июнь 2021

21

21 Июнь 2021

22

22 Июнь 2021

23

23 Июнь 2021

24

24 Июнь 2021

25

25 Июнь 2021

26

26 Июнь 2021

27

27 Июнь 2021

28

28 Июнь 2021

29

29 Июнь 2021

30

30 Июнь 2021

1

1 Июнь 2021

2

2 Июнь 2021

3

3 Июнь 2021

4

4 Июнь 2021